Эля Чавес: почему не надо прыгать с крыши

Она поет на японском, русском и английском. Ее последний клип набрал миллион просмотров на YouTube всего за три недели. Ее поклонником является Посол Японии в России, а песни наравне с творчеством Лолитой Милявской и Бориса Моисеева называют в социальных сетях гимнами в защиту ЛГБТ-движения.

Так who is Elya Chavez?

Признаться, об этой певице до клипа на песню «Ты Со Мной, Я С Тобой» я практически ничего не знал, хотя вполне эрудирован в этой сфере в силу профессии. Ее песни в российском радиоэфире отсутствуют. Почему – неясно. И вдруг такой взрыв – за три недели более миллиона просмотров именно этого нового клипа. В чем причина?

Песня, взорвавшая YouTube, посвящена памяти 15-летней хоккеистки из Южно-Сахалинска Екатерины Цыганковой. Прошлой зимой эта история наделала много шума – то ли в силу проблем с мальчиками, то ли из-за ссоры с родителями девчонка разругалась со своей лучшей подругой, после чего выбросилась с 18 этажа и разбилась насмерть. Осталась только предсмертная записка, в которой Катя написала о том, что «устала жить».

Типичный, увы, подростковый суицид. И далеко не первый: в июне этого года точно таким же способ покончила с собой четырехкратная чемпионка Европы дзюдоистка Елена Иващенко. Странно и непонятно: почему спортсменки с зачатками успешной карьеры решаются на такие поступки?

И вот в сентябре на YouTube неожиданно появляется композиция с цепким припевом «Ты со мной, я с тобой навсегда, остальное вокруг – ерунда». Взволнованный вокал, соответствующий видеоряд – надменное лицо директора школы, томик Ницше в ее руке, ссора с родителями, предательство любимого человека, ноги в кедах на краю обитой жестью крыши, железнодорожный переезд с несущимся на зрителя поездом…

В рок-музыке в финале принято доводить подростков до суицида или, как минимум, до героической смерти. Поп-артисты предпочитают либо недосказанность, либо благополучный финал на мажорных гармониях. Судя по всему, Эля Чавес нашла золотую середину – да, герои остались живы, но вместе с ними остались и их проблемы.

До этого была песня «КУКЛА». Вот строчка из нее – «Девочки могут любить только девочек», смысл которой, по словам самой певицы, заключается в том, что многие артисты на сцене – лишь куклы в руках своих продюсеров, и любить и понимать они могут только таких же «кукол», как и они сами. Однако многие поклонницы увидели в этих словах скрытый смысл и начали ваять и выкладывать в YouTube самодельные и весьма откровенные клипы на тему однополой любви.

Если же говорить о вокале – вполне убедительная подростковая подача. Искренность и надрыв есть по полной. И это редкое на сегодня качество в российской музыке, все более окутывающейся бездушными виньетками r’n’b.

Сам трек «Ты Со Мной, Я С Тобой» сделан при участии двух известных американских саунд-продюсеров Эдди Шрайера и Джина Гримальди, известных по своей работе с Lady Gaga, Christina Aguilera и Kanye West. Автор слов и музыки – продюсер певицы Павел Гусев, также в работу над треком внес вклад и его друг, известный композитор Константин Костомаров. Бурановские бабушки, Стас Пьеха, Таня Буланова, Григорий Лепс – это его заслуга.

Можно придраться к тому, что треку не хватает мелодичности, что он написан в манере, несколько необычной для привыкшей к попсе публики. Но если понять, что авторы сознательно отказались от проигрышей и умело нарастили эмоциональное напряжение до коды, затем резко его оборвав, становится ясно, что так оно и получилось. Задача исполнена в точности.

Что же дальше? Искренность и напористость Эли Чавес вызывают уважение. Как показывает недавняя практика (Иван Дорн, группа «Нервы» etc.), успех в интернете нередко приводит к тому, что «большие» радиостанции и телеканалы «сдаются» и ставят в эфир «хиты Ютьюба», особенно, если иметь в виду, что YouTube сейчас почти полностью заменил собой музыкальное ТВ в стране.

А самое главное, ниша t.A.T.u. свободна, и Эля Чавес легко может ее занять.

Что ж, первый шаг к статусу нового подросткового кумира сделан. Будем ждать следующих.