Нашествие 2009: Лучший среди выживших

«Нашествие» к 2009 году осталось без конкурентов. Кризис порядком опустошил карманы производителей пива, которые традиционно являлись главными спонсорами рок-фестивалей в России. Закрылись пивные фестивали «Крылья» и «Максидром», главные столичные конкуренты «Нашествия».

Да и само «Нашествие» осталось без титульного пивного спонсора. Денежных вливаний одного из производителей хватило только на ограничение пивного ассортимента фестиваля до трёх сортов, но и это порадовало зрителей — раньше о таком разнообразии не приходилось и мечтать.

И выбор еды в полевых условиях оказался едва ли не самым богатым и недорогим, конкуренция между торговыми точками корректировала цены в сторону снижения ежедневно.


Когда стало жарко, пожарные порадовали зрителей прохладным дождем

Цивилизация и рок-н-ролл

Оставшись без больших пивных денег, фестиваль остался жив и даже подрос. Новое поле в районе тверского заповедника «Большое Завидово» ближе к Москве, вдвое больше по площади и может быть в перспективе оборудовано стационарными бытовыми удобствами.

По крайней мере, команда тверского губернатора Зеленина молода, современна и неравнодушна к рок-музыке. Первый замгубернатора Константин Зуев рассказал, что оборудованное водопроводом, канализацией и иными благами цивилизации поле будет использоваться под иные фестивали между «Нашествиями». Так что польза для области очевидна.

Главным врагом «Нашествия» всегда оказывалась погода. Дождь на поле, где собирается 100 тыс. человек, мгновенно делает из земли грязевую ванну. Даже если сухо, как было в Раменском, зрителей одолевает сухая пыль. В этом году фестиваль прошёл между Сциллой и Харибдой — пятничный дождь не стал ливнем, хотя подпортил парковки, а два последующих дня солнца не выжгли траву. Сухая солнечная погода при полном безветрии — настоящая рок-н-ролльная погода.

«Нашествие-2009» стало самым успешным за всю историю. Погода, звук, быт, безопасность — всё сошлось. За этим стечением обстоятельств стоит огромный труд организаторов и капелька везения.

Поразительно, но на этом «Нашествии» вообще не было пьяных драк, потасовок с милицией, не было изъято никаких наркотиков. Начальник УВД Тверской области сочился радостью, когда рассказывал про эту ошеломительную статистику.

Вероятно, полторы тысячи рублей за вход с палаткой отсекли наиболее маргинальную часть публики. И жаркая погода не располагала к обильной выпивке. И в ВИП-зоне, где продавался алкоголь, пьяных и буйных не было замечено вовсе.

Разумная публика и музыканты нашли друг друга. Почти сотня групп выступила на двух сценах фестиваля. Большинство именитых музыкантов предпочли не экспериментировать, а сыграть свой проверенный временем и чартами the Best. «В прошлом году спела новую песню, мне не понравилось это. Больше не буду», — говорит Юта.


Выставка репродукций картин известных рок-музыкантов открылась в одном из ресторанов вип-зоны

Малые сии

Труднее всех пришлось тем, кто выступал на малой сцене. Тут всё смешалось, как в доме Облонских: регги, ска, альтернатива, хардкор, фолк-рок, панк, hard-n-heavy, трип-хоп.

Хотя организаторы попытались объединить музыкантов в условные тематические блоки — folk-day с Хелависой в качестве конферансье, ска-блок, брит-поп, альтернатива. Но до зрителей эту информацию донести не удалось, малоизвестные названия групп широкому слушателю ничего не говорили.

В результате у малой сцены постоянно толклись поклонники тяжёлой альтернативы и панк-рока, и принцип был прост: чем тяжелее и громче музыка, тем больше зрителей. Людей с браслетами ВИП-зоны не было там почти вовсе.

К следующему «Нашествию» стоило бы исправить ошибку, вернуть «позитивную» сцену и приблизить её к ВИП-зоне. Любители альтернативы тоже скажут спасибо.

Настоящим подарком для любителей изысканного трип-хопа на русском языке станет певица Тома Амот, её кукольные движения и тембрально богатый вокал явно выбиваются из общего унылого ряда копиистов Portishead.

Среди фолкеров выделилась лица необщим выражением группа «Абвиотура», органично соединившая тяжёлые гитарные риффы, ноутбучные фолковые вокальные семплы в духе «Ивана Купалы» и казачий энергичный распев вперемежку с читкой. Размашистым русскоязычным блюз-роком порадовала певица Bunny.

Большие сюрпризы

Главные же события разворачивались на основной сцене «Нашествия». «Мумий Тролль» открыл фестиваль и стал автором первого скандала. Илья Лагутенко облил свою гитару горючей жидкостью из припасённой бутылочки и поджёг.

Гитара горела хорошо — и заодно спалила множество проводов на сцене. Выход «Браво» из-за несогласованного с организаторами пожара значительно подзадержался.

Зато Хавтан и компания отыграли неожиданный сольный концерт трёхчасовой продолжительности, заставив танцевать под свои многочисленные хиты буквально всех приехавших в пятницу. Кстати, впервые именно в пятницу приехало большинство зрителей фестиваля, ранее суббота становилась главным днём заезда.

Благодаря непривычно высокому качеству звука некоторые группы открывались с новой стороны. Скажем, подзабытая «Серьга» показала настоящий стадионный сет, чего от них давно никто не ожидал.

Серьга
Подзабытая «Серьга» показала настоящий стадионный сет, чего от них давно никто не ожидал

В саунде группы Fleur едва ли не впервые стали слышны все многочисленные инструменты и разборчивы слова у солисток. «Флёру» это явно пошло на пользу. Аранжировки заиграли всеми красками, барабаны заняли приличествующее им место. Если бы не многочисленная вокальная фальшь («Мы с непривычки старались перекричать барабаны», — объяснили потом девушки), то «Флёр» получил бы немалый приток поклонников.

Значительно выиграл саунд группы «Старый приятель» — вместо клубной мельтешни они отыграли мощным напористым звуком и сами, кажется, удивились произошедшему. После сета Александр Зарецкий принялся рассуждать о том, что «тема ещё не раскрыта» и «трёхголосием никто больше не поёт», впечатлённый ответной энергией поля.

Первая стадионная фолк-рок-формация «Мельница» тоже заиграла новыми красками — к уже мощной ритм-секции прибавился изощрённый гитарный пульс и похорошевшая Хелависа обрела куда более объёмный обработанный голос, чем это было слышно доселе.

Даже «Пикник» стал более зловещ, чем обычно, за счёт «разлипания» диапазонов гитары и клавиш. «Король и шут» в условиях идеальной слышимости показался не столько грязноватым панк-роком, сколько вполне модной альтернативой.

«Ю-Питер» сыграл множество песен времён «Наутилуса Помпилиуса» (кажется, идиосинкразия Бутусова на этот счёт наконец-то закончилась), и они в кои веки слушались так, как должны.

В двойном выигрыше оказалась Пелагея. Её опоздавшая на фестиваль группа принялась играть так слаженно, скупо и выразительно, что поначалу не верилось, что на сцене Павел Дешура.

Отказавшись от нелепых завитушек и бессмысленных гитарных выпендрёжей, Дешура на глазах превращается в тонкого знатока рельефного мазка, что отличает мастера от ученика.

И беспредельному по красоте голосу Пелагеи такой аккомпанемент соразмерен и гармоничен. За кулисами певица рассказала, что в сентябре выпустит новый альбом, в котором не менее 70% песен будут авторскими, и очень волнуется, как его воспримут слушатели.

«Крематорий» поддержал антивоенную тему, исполнив энергетичный сет из старых и новых хитов в шляпе цвета хаки. Он пояснил, что выступает против превращения личностей в толпу, как это происходит с россиянами благодаря государственным СМИ. И в целом выглядел обеспокоенным последними политическими событиями и полным отсутствием альтернативы в политике и массовой культуре.

«Крематорий» поддержал антивоенную тему
«Крематорий» поддержал антивоенную тему

Хедлайнерами «Нашествия» стали «Алиса», «Кипелов» и «Чайф». Причём «Алиса» по стечению обстоятельств выступала утром. «Добрый вечер! — крикнул босой Константин Кинчев и мгновенно осёкся. — Вот я дурак. Доброе утро!»

Красные тельца файеров зажглись уже на первой же песне, затем к ним прибавились дымовые шашки. «Шашки — это уже не наши поклонники, — объяснял потом Кинчев. — Дым заволакивает сцену, а мне трудно петь, потому что дым попадает в гортань, необходимая для пения слизь пересыхает». Со стороны со «слизью» у Кинчева было всё превосходно — ни одной фальшивой ноты, обилие высоких тесситур, сразу три песни о рок-н-ролле.

Красные тельца файеров зажглись уже на первой же песне, затем к ним прибавились дымовые шашки
Красные тельца файеров зажглись уже на первой же песне, затем к ним прибавились дымовые шашки

Музыканты «Чайфа» закрыли «Нашествие» своими вечнозелёными шлягерами, искусно освежёнными. То вплетут в «Белую ворону» бутусовский «Взгляд с экрана», то мудрёное сёрф-интро Бегунов вставит, то «Ой-йо» Шахрин для разнообразия попоёт на регги-манер.

Ни одно «Нашествие» не обходится без песен Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, русских национальных рок-героев. Цоя исполнил Бутусов, а «Чайф» восполнили отсутствие БГ кавером «Рок-н-ролл мёртв». Ещё одна песня про рок-н-ролл, который мёртв, но не хочет умирать.

Справедливости ради стоит сказать, что самые громкие аплодисменты на фестивале «Нашествие» сорвала всё-таки группа «Стрижи». И это не музыканты, а лётчики из виртуозной пилотажной группы, в небе над «Нашествием» исполнившие головокружительные трюки на Миг-29 и Су-27.


Cамые громкие аплодисменты на фестивале «Нашествие» сорвала всё-таки группа «Стрижи»

Хлопали даже те, кого трудно заподозрить в симпатии к воинской службе. Позднее лётчики признались, что большинство в «Стрижах» предпочитает слушать именно русский рок.

Вот таким невероятным симбиозом отметился этот удачный во всех отношениях фестиваль «Нашествие» 2009-го жаркого лета.

Гуру КЕН, для издания "Частный корреспондент"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд

Комментарии

Да, с тем, что

Да, с тем, что НАШЕСТВИЕ 2009 отчасти лучшее из фестивалей международного формата, можно согласится лишь от части....... Лучший из ОТСТОЯ ? - ДА ! НО не особо хорош в плане умеренного СЕРВИСА и грамотной СИНХРОННОСТИ в организации события музыкальной индустрии.

Еще об этом