Олег СКРИПКА: ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА - это не эстрада

В 90-х, когда слава вашей группы была абсолютна, время-то было голодное, взбалмошное. И рок как зрелище и пища для души воспринимался наотмашь, в самое сердце, как манифест и откровения. Сейчас все-таки сытая буржуазность появилась, и рок стал просто поводом скоротать воскресный денек. Революционность вся вышла....

- И да, и нет. Феномен рока в период развала Советского Союза - это подъем самосознания людей, и броуновское движение, как может показаться, случайное. Но это все-таки был организованный процесс. Сейчас мы можем много спорить о том, чьи это были интересы и кто вкладывал деньги в развитие рок-музыки в Советском Союзе, но это было.

- То есть вы говорите фактически о заговоре...

- Сами подумайте. Мы выступали на хорошо оборудованных сценах, на фестивалях, которые были неплохо организованы. И их было множество. Были концертные залы, аппаратура, свет. То есть кто-то давал приказы, платил деньги. Мы получали гонорары, суточные, нас кормили. Публика приходила бесплатно! Это надо помнить. И если подсчитать - по нынешним меркам бюджеты этих мероприятий были огромны! Таких нет на сегодняшний день, и подобной работы не проводится. И надо понимать, что это был феномен на государственном уровне. И если мы хотим повторения, то нужно сделать это национальной программой, вложить деньги.

Да, буржуазность и плоха, и хороша. Если в голодном обществе главное - энергия, а форма не важна, то сегодня воспринимается больше форма, но если к хорошей форме еще добавится качество рок-музыки, смысл в текстах, то может быть очень хороший, серьезный резонанс в обществе.

У нас же сейчас наблюдается подъем олигархического искусства. Олигархия имеет свободные средства, она вкладывает либо в себя, либо в своих родственников и тому подобное. И семьи олигархов - они присутствуют в эфире. Но это пустой бизнес: деньги вкладываются, а они не отбиваются. Настолько дорого стоят ротация и производство клипов, студии и диски. Получается такой шоу-бизнес для собственного и семейного удовольствия.

- А можно сказать, что V.V приспособилась к законам времени и стала коммерческой группой?

- Только в том смысле, что мы живем со своей работы, но мы совсем не богатые люди. Я не могу позволить себе поездки на Канары или в ту же Индию.

- А виллы у вас нет?

- Какая в ж... вилла! У меня двухкомнатная квартира на Подоле!

- Денег негусто, хотя популярность ваша на Украине велика и все не падает. Чем вы это объясняете?

- Феномен V.V - в том, что это все-таки альтернатива, рок, а не эстрада, и есть момент недоступности, запрещенности. Даже сейчас. Пока у нас рок-музыка не в фаворе, V.V, не сильно присутствуя в эфирах, будет популярна. Это так же, как оппозиция на Украине. V.V - оппозиция эстраде.

- А теперь вы еще и в этническую музыку ударились, вот фестиваль инспирировали. Я знаю, что вы долго собирали банк украинских и западных этногрупп. Зачем вам лично все это нужно?

- Потому что я это люблю. Наверное, из разных стилей этномузыку я больше всего люблю. Ведь мы, «вэвэшники», начинали именно с этно. И если из V.V вычленить фолк, то это будет неинтересная музыка. Как только добавляется фолк, это сразу дает колорит и ощущение древнего родства со всем миром.

- Сейчас есть мода на этнику - в коммерческом смысле. Победа Русланы говорит об этом, и если Бритни Спирс запоет этнику, то это тоже будет воспринято на ура?

- Если бы Руслана пыталась петь, как Бритни Спирс, у нее не было бы никакого шанса быть замеченной в Европе. Фольклор - это наш шанс привлечь к себе внимание. Кстати, если бы наши государственные умы призадумались, то поняли, что фольклор - это единственное, что может представить на международном рынке Украина. Но не таким вульгарным образом, как у Русланы, скажем...

- А почему «вульгарным»? Может, попсовым?

- Потому что это ресторан, и тут народных традиций нет. Да и не знает она народной музыки. Другое дело, что она профессионал, у нее хороший менеджер-продюсер и, конечно, большие деньги! И кокетство с правительством. Она хорошо умеет общаться с людьми. Все что угодно, кроме музыки. Король-то голый! Просто люди, которые в музыке не особо разбираются, «ведутся» на этикетку. А знающим истоки все ясно: плохо записано, плохо спето, плохой английский. Но я не рад (а то скажут, что Скрипка завидует Руслане, что смешно - у нас разные позиции в музыке), наоборот, я печалюсь, потому что хотел, чтобы она это сделала хорошо.

- Может, и Земфире уже на этнику перейти? А то я заметила, что уже не отличаю в репертуаре кафешек, где песня Валерии, Орбакайте или Земфиры.

- Конечно, я всегда говорил: Земфира - это эстрада.

- А как же ум, честь и совесть...

- Да ладно! Какая там совесть? Я вас умоляю! Мимикрия эстрады под рок. Девственный рок раньше как-то держался, до того как эстрада отобрала у него гитары, барабаны, звучание и коммерциализировала все внешние примочки. И рокерам стало еще тяжелее! Потому что рокеров отличить сложно, если эстрадники с гитарой так же прыгают по сцене: немытые волосы, простые футболки. Все то же самое, только эстрадный подход, коммерция, вложение в эфиры.

- Вы считаете, что рокерам не нужен продюсинг?

- Конечно, нужен. Но в рок-музыке всегда важны идейность, принцип. А на эстраде - изначально нет принципов. То есть она может быть в любых футболках, под любыми наркотиками, с любым звучанием, но идейности нет. Есть менеджмент, рейтинг, вычисление аудитории и т. д.

- А группа «Ленинград» тоже подходит под вашу теорию мимикрии? Или это все-таки протест, постпанк?

- Ну это погранично, конечно. Изначально группа была альтернативная, а потом очень быстро она стала коммерческим коллективом.

- Творчество Шнура - оно вам симпатично?

- Даже скорее нет. Он талантливый человек, но, честно говоря, очень циничен, и момент Сердючки сильно присутствует.

- Кстати, о Сердючке. Россию одно время просто захлестнули ее (его) музыкальные дивертисменты. И считается, что в этих песнях тоже элемент фолка есть - скрипочки всякие, гоп-ца-дри-ца и т. д.

- Это такая шариковская культура. Лапотное засранство и водочные песни, балалаечный угарный драйв - это есть и у Шнура, и в блатном шансоне, и у Сердючки, и потому Россия - какая-то часть ее, низкая, скажем так, «ведется». В песнях Сердючки силен отзвук полууголовного плебса и базарной музыки. И, кстати, на Украину вернулся отзвук российской популярности. У нас, когда Данилко начал петь после карьеры комика, люди прищурились, потому что это песней нельзя назвать. И потом это все ушло в Россию, и когда вернулось, то, естественно, машина эфирного времени, мощного шоу-бизнеса накрыла народ, и здесь повторно произошел всплеск интереса к этой персоне.

- А вот еще и «Океан Эльзы» в России популярен весьма.

- Это более доступная версия западного рока. Это как бы проще сделано, проще спето и на более понятном украинском языке. Это easy english . Это как машина ДЭУ, сделанная на запорожском заводе. Хотя харизма у фронтмена Славика Вакарчука - сильная.

- Олег, вы же наполовину русский? Как украинизация происходила?

- Да, у меня мама русская. Ребенком меня привезли на Полтавщину, в самые сладкие, лакомые уголки Украины, самые бархатные, велюровые.

Мой отец родился в таком гоголевском местечке. То есть я соприкоснулся с землей очень удачно и вовремя: гуляния, природа, язык - все врезалось в душу. Там же и Гоголя впервые прочел - все совпало.

- Но лиричность есть далеко не у всех рокеров. Это вы все такие - о ромашках, цветочках поете. А некоторые рокеры ведут себя экстремально и в быту, так сказать. Вот Шевчук, к примеру, учил Киркорова уму-разуму.

- Рок-н-ролльщики могут подраться, но они не подонки. Как ни странно, моральный облик у рок-н-ролльщиков намного выше, чем у попсы. Попсовики могут себе позволить все что угодно, как Киркоров, обматеривший женщину. Это в попсе сконцентрированы вульгарщина, хамство, быдлотина. Насколько я помню историю с Шевчуком, Киркоров и там себя вульгарно вел, и Шевчук - как воспитанный человек, учитель, сделал замечание и был прав. Понятно, что я рокеров буду поддерживать, потому что и сам рокер.

Еще об этом