Почему в России не любят своих звезд?

Нет, мы не ценим наших музыкантов. Мы не понимаем, что скоро или относительно скоро они просто уйдут, да хотя бы по физиологическим причинам.

Вот сейчас все смеются над «Новой волной». И якобы «прямой эфир», и якобы «без фанеры» - все это действительно смешно. Пока не осознаешь, что эти артисты, с высоты интернет-сетей потерявшиеся во времени, во многом – мы сами.

В Англии не найти человека, который иронически и тем более презрительно относился бы к Элтону Джону. В самом деле, я прочитал об этом недавно даже в язвительном The Telegraph. У нас же найти человека, который походя заплюет не то, что Элтона Джона или (условно) Григория Лепса, но и Пугачеву с Мадонной – дело пяти секунд.

Это говорит не только о том, что критерии у каждого второго довольно туманные – на Альбионе тумана более чем достаточно, но такого бардака нет. А говорит это о том, что культура восприятия популярной музыки настолько низка, что даже завзятые эстеты и почти внутренние эмигранты окажутся чужими даже в благословенной ими Англии. Изгоями.

Все это напоминает знаменитый финал фильма «Стиляги». Помните, про Америку? «Чем свободнее человек, тем он проще одет. Мэл, у меня для тебя плохие новости. Там нет стиляг».

Пафосный критицизм в адрес русских музыкантов – то же проявление искусственной натуры стиляги. Строительство выдуманной башни из слоновой кости, с выдуманными запретами и этикетами. Провинциальное стиляжничество.

Самый яркий в этом смысле пример – когда суперзвезда Земфира, которой у стиляг принято снисходительно восхищаться, вдруг взяла и запела британский такой минимализм. Про «Деньги», например. Из хора восторженных стиляг никто, кажется, не задумался о том, что такой «британский минимализм» вся отечественная попса (и поп-рок) играет лет как двадцать минимум. А Алла Пугачева пела так аж в 1980 году.

Другой пример. Симфоническая музыка гораздо сложнее и изощреннее эстрадной практически во всех музыкальных компонентах, за исключением, пожалуй, тембрального. Любой академический музыкант влегкую сыграет хоть попсу, хоть джаз. А вот наоборот… И что же, мы слышим потоки злобы в адрес эстрадных звезд от ценителей и знатоков классики? Отнюдь. Эти стиляги, как правило, не знают и даже не понимают классическую музыку. Такие они «эстеты». Зато оркестры и отдельные звезды классики с удовольствием играют с проклинаемыми многими стилягами артистами. Ужели парадокс?

А никакого парадокса. Суть провинциальности и суть стиляжничества схожи – оценивать все вокруг со своего пригорка. Оценивать жестко, оценивать уничижительно. Примерно как приблатненные пацаны на деревне оценивают заезжую девчонку из Москвы. Грубовато, но верно – со своей «точки зрения».

Проблема нетерпимости к большим артистам растет из той же почвы. Обольем помоями Ваенгу, не бывши ни на одном ее концерте и не прослушав ни одного ее альбома. Скорчим презрительную мину при упоминании Пугачевой – так же принято у стиляг. До кучи обзовем попсой и Леди Гагу, и Бейонсе. Патаму чта в нашем раёне принято сейчас слушать… (имя возьмем из последнего номера журнала для стиляг).

Собственно, к чему все это я. Любая нетерпимость – следствие узкого кругозора и, самое главное, отсутствия каких-либо критериев в жизни. Нет критериев в музыке, нет критериев в морали (достаточно ухмыльнуться про ЗАО «РПЦ»), нет критериев в жизни.

А потеряться в жизни – это чревато. Вот про эмиграцию, скажем. Видел я эмигрантов, которые уезжали в Америку с мыслью приобщиться к «настоящей» культуре. А потом работали на поп-индустрию как звукачи (повезло) и слушали Башмета как отдушину. Мигом нашлись и критерии, и уважение к чужому труду.

Не стоит повторять ошибки стиляг из 60-х. Это были хорошие ребята, но заблудившиеся в трех соснах. Гораздо эффективнее понять, отчего Элтона Джона любят в Англии, а Пугачеву – в России.

Гуру КЕН

Еще об этом