Магия Antony&The Johnsons

«Этот голос содержит в себе все земные эмоции!» – восхищалась им Диаманда Галас, а эта дама знает толк в неземном. Бурная карьера Antony&The Johnsons началась в 2000 году, когда после выступлений по гей-кабаре Энтони выпустил первый одноименный альбом на лейбле Durtro и затем отправился в турне на разогреве у самого Лу Рида.

Бурная карьера Antony&The Johnsons началась в 2000 году
Бурная карьера Antony&The Johnsons началась в 2000 году"

После серии синглов второй альбом коллектива под названием «I Am A Bird Now»(2005) вызвал массовое помешательство на феномене Antony&The Johnsons, а заодно получил престижную британскую премию Mercury Prize, обойдя таких монстров, как Coldplay и Kaiser Chiefs.

На свежевышедшем альбоме Бьорк Volta (2007) целых два дуэта с Энтони, причем один из них написан на стихи Тютчева, которые Бьорк услышала в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Изысканному творчеству Энтони также весьма не чужда высокая поэзия. Он пишет музыку на стихи Эдгара Алана По, сочиняет для Королевского Шекспировского театра сопровождение к сонетам, исполняет композиции небезызвестного дуэта Дэвид Линч – Бандаламенти, предпочитает выступать на сценах драматических театров. Клуб Б1, который процентов на семьдесят заполнился публикой, для камерного и нежного Энтони непривычно большая площадка.

Рассказав об Энтони, нельзя не рассказать про его The Johnsons. Для поп-музыки это очень необычный состав, фактически камерный оркестр. Струнный квинтет, рояль, аккордеон, саксофон, ударные, бас. Именно в таком составе Энтони начал концерт с проникновенной баллады Mysteries of Love. Чарующий трепещущий тенор Энтони под минималистические струнные волны.

Чарующий трепещущий тенор Энтони под минималистические струнные волны
Чарующий трепещущий тенор Энтони под минималистические струнные волны"

For Today I am a Boy из последнего альбома встречается громкими аплодисментами. Энтони выглядит смешным обаятельным толстячком, который максимально искренне поет о любовных переживаниях, эстетский лоск которых деликатно обрамлен звуковым минимализмом. Вокал Энтони Хегарти чем-то похож на голос греческого певца Демиса Руссоса, однако происхождение их сильно разнится. Если Руссос ищет вдохновение в античной витальной традиции, то Энтони ближе барочный мистицизм и мрачноватая сказочная андрогинность.

Этому парню 36 лет, и он в расцвете творческих сил. Cripple and the Starfish, лучшая композиция из дебютного альбома, звучит вкрадчиво и немного иронично. После нее Everything Is Ne, не вошедшая пока ни в один сингл и существующая только в концертном варианте, – стильный ритм-н-блюз с эффектными затактами и вокальными «оттягами». Кажется, Энтони даже улыбается.

Да нет, он уже хлопает, сам себе отстукивая ритм. Это тоже новая вещь Kiss My Namе, Энтони стучит кулаком в ладонь, струнные пробегаются минорной гаммой вверх-вниз – все похоже на будущий хит. Первый букет певцу вручают именно после этой песни. Оказывается, Энтони Хегарти очень любит цветы. Его лицо расплывается в улыбке, он с наслаждением вдыхает цветочный аромат… Зрителей просили поменьше курить, но разве они послушаются?.. Чтобы окружить себя цветочным ароматом, Энтони хлопает себя букетом по спине – точь-в-точь, как банным веником. Интересно, успел он побывать в русской бане?

Еще оказывается, что Энтони очень любит поговорить. Его монологи затягиваются на несколько минут. Он рассказывает о причудах своих нью-йоркских друзей, о каких-то приколах постоянных перелетов с места на место, говорит о сумасшедше красивой Москве. Блюз Child of God звучит с воздушными скрипичными партиями, Энтони легко берет самые высокие ноты «сверху» – гармония удивительная.

Соло на скрипке – отличный повод рассказать про своего скрипача Максима Мостона. Он русский, родился в Москве, затем увезен в нежном возрасте в Америку. Максим улыбается и машет залу смычком. Зал приветствует его аплодисментами. Кстати, с самим Энтони в жизни приключился такой же переезд в детском возрасте, только из английского Чичестера. Кавер на любимого певцом Леонарда Коэна The Guests предваряется рассказом про безумные веселые 80-е, скрипач Максим берет в руки гитару, и весь вальс состоит из протяжных виолончельных всполохов и рваного страстного вокала Энтони. Соло на скрипке Джоан Уоссер – это сплошные глиссандо и нервные аккорды-обрывы.

Deeper than Love и Daylight аnd The Sun наводят на мысль, что искусство Возрождения группе совсем не чуждо. Надо сказать, что аранжировками в Antony&The Johnsons рулит виолончелистка Джулия Кент. Даже в сольном творчестве изящной стройной Джулии прослеживается махровый минимализм с ароматом Стива Райха и Филиппа Гласса. Соответственно, звучание группы тоже выдержано в концепции «лучше меньше, да лучше». Скупой инструментарий позволяет яркому вокалу лидера порхать в избыточных опеваниях по гармоническому ладу, и аккомпанемент не нагружает слух.

Надо сказать, что аранжировками в Antony&The Johnsons рулит виолончелистка Джулия Кент
Надо сказать, что аранжировками в Antony&The Johnsons рулит виолончелистка Джулия Кент"

– I love you! – слышится выкрик из зала.

– I love you too! – немедленно отвечает Энтони.

Самым ярким номером задуман, конечно, Shake The Devil. Он начинается с бита ударных Тодда Коэна. Тодд Коэн успел поиграть даже в Pink Floyd, пока не стал сооснователем Antony&The Johnsons. Музыканты выворачивают ритмическую структуру шейка наизнанку, Энтони углубляется в джазовые всхлипы про bad boys, при этом очень смешно подмахивая себе ритм всплескивающими пухлыми ручками.

– Это про русских boys тоже! – радостно пояснил после песни Энтони и плотоядно улыбнулся. Ведь впереди предстояло петь Dead Boy. Аплодисменты, аплодисменты… После Crazy in Love Энтони подбадривает публику:

– Да-да, хлопайте мне! Хлопайте мне больше!

Ох, чем не кабаре? Словно в подтверждение мыслей очередной букет становится жертвой страсти Энтони к цветам. Певец отрывает розовые лепестки, и кидает их в зал. Скоро уже весь пол перед сценой устлан ярко-красными лепестками роз. Энтони доволен.

Энтони доволен
Энтони доволен"

One Dove повествует о сумасшедшем счастье жить в Америке. Иносказания, ирония, сленг. Тодд Коэн предпочитает играть щеточками, только щеточками. В такие моменты Antony&The Johnsons превращаются в эстрадный оркестр. Fistful of Love – даже заголовки большинства песен о любви. О порочной любви, разумеется. Иначе Энтони не был бы Энтони. И саксофонное страстное соло.

Ближе к финалу концерта пошли хиты. Те песни, по которым группа известна и любима. You Are My Sister с первых тактов встречается бурными аплодисментами. Фанка, больше фанка. Божественно красивая Twilight – это уже почти бис. Пронзительно сладкая мелодия кларнета. Тревожные интонации струнных и умоляющий трепещущий вокал в Find The Rhythm Of Your Love – это уже почти финал.

Но нет, после короткой паузы музыканты выходят еще раз. За рояль садится сам Энтони, и звучит, конечно, Hope There\'s Someone – настоящий шедевр балладного искусства. Энтони раскачивается за роялем, потом неожиданно делает паузу.

– Э, нет, надо вступить позднее! – выговаривает самому себе.

Сызнова начинает куплет и вступает через два такта. Так, как надо.

У Antony&The Johnsons все как надо.

Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru

Еще фото:

Antony&The Johnsons
Antony&The Johnsons

Antony&The Johnsons
Antony&The Johnsons

Antony&The Johnsons
Antony&The Johnsons

Antony&The Johnsons
Antony&The Johnsons

Antony&The Johnsons
Antony&The Johnsons

Antony&The Johnsons
Antony&The Johnsons

Antony&The Johnsons
Antony&The Johnsons

Antony&The Johnsons
Antony&The Johnsons

Еще об этом