«Погружение»: Ник Рок-к-ролл ищет таланты

Группы «Salvador», «Дети Пикассо», «Босх с тобой» и «Последние танки в Париже» объясняют, почему на них ходит так мало зрителей.

Документальный фильм молодого режиссера Юлии Панасенко повествует о жизни отечественного музыкального андеграунда. Автор взял четыре группы, идеально подходящих под понятие «широко известны в узких кругах». По сюжету, Ник Рок-н-ролл ищет молодых да талантливых, и с этой целью посещает концерты упомянутых групп, беседует с музыкантами, размышляет.

Получается это весьма своеобразно. Довольно быстро выясняется, что ценности у Ника и молодых довольно разные, если не противоположные.

Погружение
Довольно быстро выясняется, что ценности у Ника и молодых довольно разные, если не противоположные

«Я хочу найти такие группы, которые могли бы заставить меня и плакать, и смеяться, и летать. И все это одновременно!» - мечтает легендарный рокер. Но добавляет важное условие: «А они были в тюрьме? Они пострадали за свою веру в рок-н-ролл? Нет? Пошли на *уй!»

Молодые дарования куда более прагматичны. «Какая перспектива? Стать популярным в узком круге людей? Мы такой перспективы уже достигли», - рассуждает лидер «Босх с тобой» Дима Пилот (недавно скоропостижно ушедший из жизни). «В русском роке - 100% ориентация на тексты. Когда меня спрашивают про музыку, то первым делом спрашивают, что про что мы поем. И когда узнают, что мы не поем вообще ничего, то сказать, что они удивлены – ничего не сказать».

Солистка группы «Дети Пикассо» Гаянэ тоже фаталистка: «Мы привязаны к искусству. Поэтому мы - непопулярная группа, мы невозможны в поп-индустрии!» И тут же почти встык идут кадры концерта, где «привязанная» к высокому искусству певица поет мимо нот.

Музыканты группы Salvador печалятся о том, что многие инди-группы распадаются из-за того, что никто не хочет их слушать, и музыканты идут куда-нибудь работать. Лидер группы Дима Перевертень убежден: «Быть неуверенным в том, что эта ситуация в стране разрулится – можно всю жизнь. Но надо что-то делать! Должны появляться группа за группой, и уж потом продюсеры обратят внимание на ситуацию, и будут менять свои концепции».

Наиболее приближена к запросам Ника Рок-н-ролла политически радикализированная группа «Последние танки в Париже». Леха Никонов уперт и категоричен: «Даже наш последний альбом, который продался огромным тиражом, мы не подписывали на лейбле. Мы поем о том, о чем другие не поют, боятся. Они зарабатывают деньги, но деньги - это го*но. Главное – власть!»

Однако именно с такой концепцией у Ника свои счеты, он недоволен самодовольностью музыкантов, при том, что они зачастую глотают тексты и недостаточно энергетичны. Критерием выступает публика в зале. Она чересчур некачественная, по мнению Ника. «Мы козлы, а он гений!» - ядовито бросают ему вслед музыканты ПТВП.

Но самым главным водоразделом между Ником Рок-н-Роллом и молодыми музыкантами выступает тема времени.

Ник Рок-н-Ролл
Но самым главным водоразделом между Ником Рок-н-Роллом и молодыми музыкантами выступает тема времени. Кадр из фильма

«Все были политизированные, и до сих пор такие. Хотя были сильные песни, сильные поэты. Но сейчас это не слушается актуально вообще! Свежее ухо воспримет эти песни как историческую зарисовку», - жестко судит отцов русского рока солистка «Детей Пикассо».

Сам же Ник с удовольствием рассказывает, как его за рок-н-ролл сажали в психушку, насколько важно быть прежде всего честным в песнях. «Я не защищаю время. Можно сказать, что те песни устарели. Но – тесты были убористее, злее. Была режимная страна, но сейчас еще хуже! Как только среди рокеров появится личность, которая сможет изменить слушателям систему взглядов на действительность – с ней тотчас будет покончено. Правительству выгоднее видеть мейнстрим-группы».

Увы, ни одна из молодых групп вовсе не мечтает стать политическим трибуном. Их альтернативность носит куда более утилитарный характер. Например, альтернативность – в сознательном отсутствии большого количества денег. «Нам предлагали подписать контракт не один раз. Объясняли, что нужны ротации на радио, чтобы прославиться. Значит, надо написать радийный хит, - негодует лидер группы Salvador. - Но это тупость. Нас не будет на радио, потому что мы не для этой аудитории. И хорошо, что мы не для этой аудитории!»

Примерно в том же ключе мыслит уехавшая из России в Венгрию группа «Дети Пикассо». Гаянэ рассказывает о бурной европейской концертной жизни. Она уверена, что музыканты многое приобрели с отъездом. То есть можно играть то же самое, но платят за любимую музыку «там» больше.

Фильм Юлии Панасенко не претендует на глубокие философские обобщения, но он заставляет задуматься над мотивацией нового поколения музыкантов. В самом деле, ситуация, когда музыканты не хотят делать свою музыку понятной для массового слушателя, но довольствуются той аудиторией, которая их понимает и ценит, - такая ситуация стала типичной.

Фильм ярко показывает типично российскую окраску вопроса об отцах и детях. Потому что почти все западные музыканты, которых берут за образец наши андеграундные музыканты, на самом-то Западе как раз отлично продаются, и считают за честь попасть в чарты Биллборд или английского хит-парада. У наших альтернативщиков такая перспектива вызывает брезгливость. Работать на массовую аудиторию, как это делают их же кумиры, кажется россиянам бесчестным занятием. Вот такая перевернутая логика.

Так что в понятиях западного общества российские андеграундные музыканты скорее должны называться дауншифтерами. И тогда их логика становится очевидной.

Уж разумеется, их дауншифтинг не носит политического окраса, за редким исключением. Играть ту музыку, которая нравится, и получать за это деньги на жизнь – предел мечтаний.

Неудивительно, что к финалу фильма Ник Рок-н-ролл остается неудовлетворенным поисками. Хотя фильм завершается жирным многоточием, максимализм Ника явно не нашел достойной кандидатуры.

Оценка: 7 из 10.

Гуру КЕН


«Погружение»:


Фильм снят при финансовой поддержке Министерства Культуры на студии «Кино-мАГ».
Хронометраж 58 минут, 2009 год, формат: НDV.
Режиссер - Юлия Панасенко
Оператор - Юлия Галочкина
Звукорежиссер - Ярослав Сапожников
Продюсер - Владимир Еланчук

Комментарии

Многоуважаемый

Многоуважаемый Гуру КЕН, спасибо вам за то, что обратили свое внимание на наш скромный труд! Но... Так как эта статься представлена в разделе рецензии очень хотелось бы прочесть именно рецензию, а не подробное, почти по кадровое описание фильма с как назло рассказанным финалом... Мне всегда была не понятна такая позиция журналистов, у вас разве не появилось своё мнение на счет фильма, зачем постоянно кого-то из героев цитировать и рассказывать интригу! Мы ждали от вас именно анализа и рецензии! Но за ваше потраченное время спасибо! В первую очередь переживаю за зрителя, который фильм еще не видел! Юлия Галочкина, соавтор и оператор фильма "Погружение"

Это тоже

Это тоже интересно - понять, что за фильм у вас. Вряд ли мы его увидим когда-либо на большом экране....

Почему это вы

Почему это вы думаете, что не увидите его на большом экране? )))

ДОРОГИЕ

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! У нас наконец-то состоится премьера фильма "Погружение" в Москве!!! 7 ОКТЯБРЯ, в 20:00, в кинотеатре "Фитиль" (www.fitil-club.ru) , при поддержке киноклуба "Синефантом" (http://cinefantomclub.ru), состоится ПРЕМЬЕРА фильма "ПОГРУЖЕНИЕ" в Москве! Места ограничены - бронируйте билеты с утра, заранее или в день показа!!! Стоимость 150 руб, по словам организаторов, уточняйте. ЖДЕМ ВАС, МНОГОУВАЖАЕМЫЙ ГУРУ КЕН, ПЕРСОНАЛЬНО С НЕТЕРПЕНИЕМ!!! НАДЕЕМСЯ ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ У ВАС БУДЕТ!

ПОКАЗЫ ФИЛЬМА

ПОКАЗЫ ФИЛЬМА «ПОГРУЖЕНИЕ» в г. МОСКВА, ДЕКАБРЬ 2009 года c 10 по 12 декабря 2009 Фестивальные показы будут проходить в к/т "Художественный" http://www.arbat-moskino.ru/ и к/т "Пионер" http://www.pioner-cinema.ru/ 10 декабря, четверг, в блоке фильмов с 12.00-14.00, к/т "Художественный", МАЛЫЙ ЗАЛ Стоимость билета 150 рублей – 1 сеанс (до 2 -х часов) после 17.00 будни и выходные весь день 250 рублей – билет на целый день 10 декабря, четверг, в блоке фильмов с 18.00-20.45, к/т "Художественный", БОЛЬШОЙ ЗАЛ Стоимость билета 150 рублей – 1 сеанс (до 2 -х часов) после 17.00 будни и выходные весь день 250 рублей – билет на целый день 11 декабря, пятница, в блоке фильмов с 15.00-17.45 , к/т "Художественный", СИНИЙ ЗАЛ Стоимость билета 150 рублей – 1 сеанс (до 2 -х часов) после 17.00 будни и выходные весь день 250 рублей – билет на целый день «РЕАЛЬНАЯ НОЧЬ» 11 декабря, пятница, 21.00-10.00, к/т "Художественный", БОЛЬШОЙ ЗАЛ 350 рублей - Реальная ночь. Вся конкурсная программа НОН-СТОП 12 декабря, суббота, в блоке фильмов c 12.00-14.00, к/т "Пионер", 1 Зал 250 рублей после 17-00 и суббота воскресенье Приходите, будем рады всех видеть! Галочкина Юлия

Многоуважаемый

Многоуважаемый Гуру КЕН, спасибо вам за то, что обратили свое внимание на наш скромный труд! Но... Так как эта статься представлена в разделе рецензии очень хотелось бы прочесть именно рецензию, а не подробное, почти по кадровое описание фильма с как назло рассказанным финалом... Мне всегда была не понятна такая позиция журналистов, у вас разве не появилось своё мнение на счет фильма, зачем постоянно кого-то из героев цитировать и рассказывать интригу! Мы ждали от вас именно анализа и рецензии! Но за ваше потраченное время спасибо! В первую очередь переживаю за зрителя, который фильм еще не видел! С уважением, Юлия Галочкина, соавтор и оператор фильма "Погружение"

Юля, спасибо,

Юля, спасибо, что отозвались. Да, вы правы - большей частью мне хотелось рассказать о позиции героев фильма и поразмышлять над ней. У нас публика музыкальная, и кинорецензия - не совсем наш жанр. Вы затронули довольно больную тему, и осветили ее рельефно. И эта тема волнует, я полагаю, очень многих. Гуру Кен.

Искренне

Искренне многоуважаемый Гуру Кен! Спасибо, что ответили! Цитата "Вы затронули довольно больную тему, и осветили ее рельефно. И эта тема волнует, я полагаю, очень многих." Вы под эти подразумевали, что вас, как и нас волнует тема уже заранее рассказанного финала и некое количество высказываний героев фильма в вашей статье, прошу заметить, что находится она в разделе "рецензии", или вы про рельефное освещение современных музыкантов для зрителя? С уважением, Юлия Галочкина.

Это

Это музыкальный сайт, и рецензии музыкальные, и я - музыкальный критик. Хотите, попьем чайку где-нибудь, и я вне рамок издания смогу высказать свои соображения именно про киношную сторону дела? Свою порцию пиара по музыкальной стороне вы получили, жаль, что не пригласили меня на открытую премьеру в киноклуб. Искренне надеюсь, что чем-то вам помог. Гуру Кен.

Многоуважаемый

Многоуважаемый Гуру Кен! Очень хотелось бы уточнить, а где вы видели фильм? Я и сама не была на просмотре, так как меня не было в Москве, я была на съемках. Объясню ситуацию с просмотром, людей туда приглашал Ник Рок-н-Ролл, и вообще он был инициатором этого ЧАСТНОГО ПРОСМОТРА, поэтому я не знала список приглашенных. Открытый показ - премьера будет только в сентябре месяце, куда вы в первых рядах обязательно будете приглашены, и куда, я надеюсь придете, если у вас будет желание посмотреть фильм еще раз! С удовольствием выпью с вами чайку на следующей неделе! В этот момент, к сожалению в Мск не будет режиссёра, но мы можем еще раз потом все повторить! ) Если у вас будет время! Пишите подробнее о встрече на мыло urga31 собака yandex точка ru С уважением, Юлия Галочкина.

Спасибо за то,

Спасибо за то, что рассказали о чём этот шедевр, Вадим, вы как всегда интересны и логичны. Юлия Галочкина, а почему бы фильм не выложить в свободный доступ? Вы что, реально хотите на нём что-то заработать?

Простите, не

Простите, не знаю к кому обратиться! Здравствуйте! Очень странно вы сформулировали свой вопрос, цитирую: "Юлия Галочкина, а почему бы фильм не выложить в свободный доступ? Вы что, реально хотите на нём что-то заработать?" Возможно, я в чем-то ошибаюсь, но мне кажется выкладывание в интернет и "зарабатывание" денег на фильме, вещи не связанные, мы вообще не собираемся на нём как-то зарабатывать. А фильм не можем пока выложить никуда, так как у нас определенные обязательства перед студией-производителем, и к тому же еще не была официальная премьера в Москве. Надеемся, что она пройдет еще и в Санкт-Петербурге! С уважением, Юлия Галочкина.

Хотелось бы

Хотелось бы узнать когда фильм появится в свободном доступе в интернете! Или хотя бы когда будет показ в Нижнем Новгороде.. Уж очень посмотреть хочется) Заранее спасибо режиссёру/оператору)

Еще об этом