Алексей Айги взял медвежонка

Алексей Айги и ансамбль 4'33" представили в КЦ «Дом» несколько новых композиций. Но это не главное.

В сущности, повод-то был. Недавно на французском лейбле Music Box Records вышел сборник саундтреков Алексея Айги Bandes Originales de Films. Но - то сольная работа Айги как композитора, а тут - целый 4'33".

Алексей Айги
Алексей Айги

В битком набитый «Дом» собралась привычная интеллигентная публика, разве что среднего поколения в зале наблюдалось больше обычного. А молодежь то и дело мелькала с бэбиками. Группа 4'33" по-прежнему в отличной форме - диву даешься, как это у них получается, учитывая весьма редкие сборы в полном составе.

А новинок прозвучало много, настолько много, что сам Айги после концерта успел заметить: «Большая часть музыки с концерта еще не записана. Танго из сериала, не хочу его вспоминать, к тому же там оно совсем не так звучит. В таком виде, как на концерте, не записано». Например, прозвучали темы из фильма «Марс» 2004 года с Гошей Куценко (не к ночи будь помянуто). Какие-то темы вообще не имеют пока названия - например, «Тема 5» (беру название из брошенного на сцене сет-листа рукой Айги). Хватало и известных композиций, вплоть до бисового «Танго морских свинок».

Алексей Айги и Аркадий Марто
Алексей Айги и Аркадий Марто

C годами становится очевидно, насколько же Алексей Айги репрезентативен как символ времени. Казалось бы, играть камерный академический репертуар с роковой ритм-секцией не столь уж свежая идея. Но - буквально все темы Айги прорастают на романтической, отчасти барочной почве, несмотря на весь подчеркнутый минимализм. Это по-хорошему салонная музыка, настолько, что даже не понять, отчего она не слишком пока востребована на элитных корпоративах. Приходишь в старинный особняк на корпоратив, и слышишь там камерные трио, квартеты, - но не 4'33" отчего-то. А ведь идеальный, чуть подернутый постмодернистской иронией, звук!

Прыгать Айги начал задолго до Димы Билана :)
Прыгать Айги начал задолго до Димы Билана :)

Айги взял у Массне изысканный неоклассический мелодизм, столь притягательный для женского пола (взгляните же на залы у Айги!), взял у Штокгаузена и Наймана кроткую форму, насытил страстностью скрипки Паганини, - и избежал двусмысленной электропошлости известной корейской электроскрипачки. Это не изобретение нового жанра, что было бы уж слишком, но - переосмысление доброй половины академической музыки двадцатого века. Совсем немало.

Зачастую в сторонке остается импровизационный талант Айги как скрипача, однако же невозможно не воздать ему должное. Айги импровизирует роскошно: чувственно, страстно, элегантно. Эти аккордовые блики, эти пронзительные (а не пафосные) стаккато... В сотворчестве с первоклассными музыкантами 4'33" случаются вдохновенные периоды. И это норма, а не исключение.

Денис Калинский
Денис Калинский

Попенять Айги можно разве что на загруженность коммерческими заказами на киномузыку, где вынужденно композитор все-таки скорее тиражирует прежние находки, нежели ищет нечто новое. Публика ждет (и имеет на это право) новых удивительных мелодий вкупе с новаторской их подачей, будь то минимализм или арт-рок. Музыканты 4'33" взрощены на академической музыке, крестились на джазе, а живут в арт-роковых ориентирах, - тропическая яркость красок. Чуткий безупречный механизм. И шайба на клюшке Айги...

А в «Доме» случилось абсолютное взаимопонимание. Внимательные глаза музыкантов, слышащих друг друга, - бесценны.

Медвежонок
Медвежонок

На коде концерта случился и нежданный подарок. На сцене вынесли белого плюшевого медвежонка немалых размеров. Учитывая количество детей в зале, Айги посчитал нужным объяснить: «Только не подумайте, что музыкантам все время дарят медвежат на концертах, скорее, наоборот!»

Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Еще об этом