НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ отметили 20-летие. Танцы и странности

Чего уж говорить о двадцатилетии творческой деятельности питерской группы «Новые композиторы». Если бы они не приехали в Москву, в клуб на Брестской (не вызвав, кстати, ни малейшего ажиотажа) 15 июля, то узнать что-либо о нынешнем состоянии патриархов электронной сцены было бы никакой возможности. А в Питере они выступают часто. Если можно, конечно, назвать выступлениями обычную дискотеку в респектабельном по местным меркам клубе. Свои собственные семплы, свой видеоряд – да, собственно и все, чем может похвастаться проект.

А как все начиналось... 1983 год, планетарий, Тимур Новиков и «Новая академия искусств», звуковые космогонии на фоне заунывных планетарных лекций. Бурные 90-е с Брайаном Ино, который с удовольствием приезжал в Питер, пьянствовал и вытаскивал Алахова с компанией куда-нибудь в Лондон или Амстердам. Результатом работы с неутомимым Ино стали два альбома – «Смарт» в 2000 году и «Иное» в нынешнем, 2004-ом.

Для непосвященных опишу представление. В центре сцены стоит горка аппаратуры, за ней колдует Валерий Алахов. Горка исторгает электронный саунд и пересемплированные вокальные треки. Кроме того, время от времени выходит сладкоголосый Андрей Иванов и поет о чемто неземном. Поет, впрочем не один, а в паре с регги-исполнителем Александром Донских Фон Романовым. Можно ли назвать пением выкрики и скандирования фон Романова – это уже дело вкуса. По крайней мере, на Rammstein или Scooter похоже наверняка. Кроме них, на концерте была еще милая девушка, джазовая саксофонистка Елена Макарова, которая безуспешно пыталась вклинить свою интеллигентную саксофонную сущность в прокрутово ложе электронных соло Валерия.

Тут вообще интересный момент. Все практически соло прописаны уже заранее, и живой саксофон Макаровой очень напоминал журналистку Ароян, спрашивающую про римейки у фонограммщика Киркорова. Догадайтесь, кто кого?

Очень порадовал вокал Андрея Иванова. Поначалу он, видимо, не распевшись перед концертом, немного заваливал все верха – поскрипывал в конце второй и начале третьей октав. Затем голос окреп, и стал вполне адекватен электронной структуре «Новых композиторов», главным украшением и десертом, если хотите. Слушать голос Иванова – истинное удовольствие для эстета, и очень хотелось бы услышать его в каких-либо иных проектах.

А теперь хочу высказать крамольную мысль. Помните, был такой ритм-бокс? Это такая коробочка, которая заменяла в свое время своим примитивным туканием отсутствующих барабанщиков. Неплохо для тех времен заменяла, между прочим. «Аквариум» под ритм-бокс записал в 80-е годы пару альбомов, «Агата Кристи» писалась вплоть до сего века при помощи ритм-бокса. Так вот, «Новые композиторы» в нынешнем звучании весьма напоминают мне эту антикварную коробочку. Включили ее, стучит она простейшими тембрами. А на нее пришлепнули еще семплы современные, слоганы рашен-перестройка, саксофоны, Раммштайна и Иванова.

Да ведь суть-то не меняется. Та коробочка ею и остается. Стучит, проклятая. Уж и тысячелетье другое на дворе, придумали барабанные компьютеры и Кубэйсы, а она все стучит.

А знаете, чем концерт закончился? Со сцены ушли музыканты, остался сам Валерий Алахов, включил свою горку аппаратуры на воспроизведение других своих композий безо всяких там живых музыкантов. И ничего в зале не изменилось, и ничего в сущности музыки не изменилось. Публика продолжила танцевать, звук был неотличим от прошедшего только что концерта.

В таком случае, нужен ли мальчик?

Но танцевали. Значит, цель «Новых композиторов», заявленная в самом названии программы «Я хочу танцевать!!!» - достигнута. Благополучные во всех отношениях люди, эти новые композиторы.

Гуру Кен

Еще об этом