`ПИКНИК` сыграл сожженный концерт с огнем, превращением и клоунами на ходулях

На экране порою показывались фрагменты диска, который продавался тут же в фойе по 250 рублей. В процессе концерта зрителей развлекали все те же клоуны, которые часто показываются на последних концертах «Пикника». Однако программа самого концерта была вполне себе обычной для обыкновенного рядового концерта группы. В отличие от записанного на DVD в том же ЦДХ 7 октября концерта, в котором название «Превращение» имело вовсе не кафкианский смысл, а буквально описывало поменявших свои привычные инструменты музыкантов. Например, Шклярский в том концерте сидел за клавишными.

Теперь группа решила не экспериментировать, а играть программу из «золотых хитов» группы своим обычным составом. После вступительного слова ведущего зрителям продемонстрировали начало DVD-альбома, в котором неугомонный шоумен d. Васильев делал магические пассы руками и объяснял, что «Превращение – вот что волновало меня тогда». Кстати, сингловую версию DVD-альбома можно будет получить бесплатно вместе с декабрьским номером журнала «Rockmusic.Ru», организатора концерта.

Тем временем на задымленную порядком сцену вышли музыканты, и без разминки заиграли «Говорит и показывает». Сочные тембры клавишных Сергея Воронина («Korg Triton LE») активно дополняли строгий упругий саунд ритм-секции «Пикника» (Марат и Леонид Кириос). Все музыканты появились на сцене в черной одежде. В сочетании с массивной дымовой завесой возникало впечатление, что группа тает в разноцветных облаках. Между тем, внимание зрителей отвлекали два клоуна на ходулях. Он ходили на пятачке между сценой и первым рядом, размахивали активно руками и старались общаться с публикой. Особенно активно вел себя красный клоун, в красной шапочке, красном костюме и огненно-красном парике.

На второй песне «Не говори мне нет» вышла скрипачка группы Ирина Сорокина в черном балахоне. Теперь на сцене стоял весь нынешний состав группы, во главе с невозмутимым весь концерт буддистом Эдмундом Шклярским. У Шклярского на шее висел традиционный талисман группы, в виде танцующего человечка.

Стоит отметить, что всю первую половину концерта наблюдались провалы в системе организации звука на сцене. Скажем, большую часть скрипичных пассажей Ирины публика в первой половине программы так и не смогла услышать. Лишь после антракта звук стал более ровным и сбалансированным.

Тем временем зазвучал «Остров», и на фоне мелькающих на экране многочисленных архивных фото группы особенно интересно звучало новое, по сравнению с классическим альбомным вариантом, инструментальное вступление песни. На первых словах «Постой, пусть закат мне ляжет на плечи» зрители наградили аплодисментами музыкантов.

На песне «Египтянин» видеорядом служили виды египетских пирамид. На сцене появился некто на ходулях, в белой маске и с вороном. Очевидно, сфинкс. Сфинкс некоторое время был загадочно неподвижен, а затем начал пускать зайчики от своего зеркала в публику. Зеркало судьбы сильно бликовало, и вызывало немного неуместный для столь мрачной песни заливистый хохот зрителей.

«Интересно» прозвучало с длинным инструментальным вступлением. «Ночь» сопровождалась красивыми скрипичными трелями. Эдмунд Шклярский исполнил ее с особенно мрачными интонациями. Когда он произносил «Лишь пока не наступит ночь...» и начинала звучать скрежещущая партия соло-гитары, становилось действительно не по себе. Но тут на сцене появлялся прыгающий клоун в кроссовках с приспособлением, напоминающим устройство для подскока гимнастов перед козлом. И не смеяться было уже невозможно. Хотя, вероятно, клоун имел какие-то другие свои цели и вообще был черным плащом вампира, или даже самим вампиром. В какой-то момент вампир едва не разбил световую рампу на сцене, после чего счел за разумное удалиться.

«Настоящий день» Шклярский редко вставляет в свои концерты, поэтому крайне интересно было послушать в таком концертном исполнении. Музыканты играют в этой песне унисон скрипичной партии и стрингов на клавишах. Прием весьма редкий, особенно для отечественных рок-музыкантов. И слушалось весьма мощно. «Если харакири - то кривым мечом», - поет Шклярский в этой песне. Кстати, почему-то весьма неразборчиво иногда, видимо, по указанной выше причине.

Очень красивый скрипичный пассаж играет теперь Ирина Сорокина в песне «Леса-Горы». А закончилась первая половина концерта хитом от «Нашего радио» «Фиолетово-черный». На экране ее сопровождала сценка из концерта «Превращение», где с «Пикником» играл молодежный камерный оркестр. В песне «Фиолетово-черный» стоит отметить прекрасную технику Шклярского как гитариста. Переключения между соло-партиями и ритм-риффами мгновенны и техничны.

После антракта звучание «Пикника» стало сочнее и насыщеннее. И светооператор порадовал куда более яркими красками на сцене. Сначала вышли двое «рабочих сцены», и что-то долго выясняли между собой. Клоунские забавы кончились с мощным началом первой песни. «Минуту еще!» Шклярский выпевал с таким заразительным оптимизмом, что зал стал подхлопывать.

Знаменитый «Иероглиф» «Пикник» начал с такого восточного аромата протяжным инструменталом, что не узнать ту песню, что запел Шклярский, было невозможно. Арт-рок «Пикника» как нигде лучше проявляется именно в этой песне. Сразу вспоминается и «King Crimson» 80-х, и «Mahavishnu Orchestra» 90-х, и излюбленный Шклярским «Jethro Tull». Гитара Шклярского издает совсем индийские звуки, похожие на раскаты ситара. Более того, между припевами сам Шклярский издает нечто утробное, похожее на алтайское горловое пение. Весьма яркое исполнение.

«Немного огня» в середине концертного пути материализовалось пиротехнического факела, который быстренько пронесли два клоуна на ходулях. Стоит отметить, что ради этого одного-единственного прохода с огнем сцену дотошно минут 15 в антракте исследовала представительница пожарной инспекции Москвы. Видимо, разрешение было дано. Сама же музыкальная сторона песни характеризовалась несколько небрежной бас-гитарой Марата и упругими бочками Кириоса.

«Знаки в окне», напротив, обошлись без барабанной установки. Тихо, лирично звучал характерный голос Эдмунда Шклярского. Грустная, печальная песня.

«Шарманка», разумеется, сопровождалась клоунами с шарманкой. Только сам инструмент был игрушечным, и предназначался для выдувания мыльных пузырей. «Перемелятся звуки в муку», - поет Шклярский. Благодаря клоунам, получалась неоднозначная метафора. Звуки группы «Пикник» перемалывались не в муку, а в мыльные пузыри. И чем больше Шклярский упрашивает: «Играй шарма-ма-ма, моя шарманка играй!», тем больше мыльной пены получалось. Видимо, так и было задумано. Самокритично, иронично. Выбирайте нужное слово сами.

«Если б мне такие руки» - запел Шклярский «Великана», и невозможно не упомянуть божественно красивую мелодию скрипки. Все-таки везет некоторым группам на скрипачек. Вот, Кашину, например. И «Пикнику». А кому-то не везет, «Королю и Шуту», например. Ну да ладно. Совершенно определенно, «Великан» сейчас – одна из самых красивых лирических песен рок-генерации 80-х.

«Мы, как трепетные птицы»: жетская ритмика, жесткий текст.

Встаньте в ряд, разбейте окна
Пусть всe будет без причин
Есть, как есть, а то, что будет,
Пусть никто не различит.

Очень необычная песня для невозмутимого Шклярского. Только финал возвращает к умиротворению:

Дивный сон ещe нам снится,
Да развеется к утру.

Ей долго хлопали, и на крыльях аплодисментов пошел «Вечер». На словах «откликнешься на зов» откликнулись пресловутые клоуны. Один вышел с внушительного вида детским водометом, и начал поливать водой первые ряды зала. Другой вышел в белых одеждах, на тех же ходулях, и стал посыпать эти же ряды разноцветным конфетти. Немногочисленные дети, присутствующие на концерте, были очень рады. А музыканты «Пикника» ушли.

Вернулись они после некоторой паузы. Сыграли хитовую «Серебра!!!». Мощный саунд на первую долю, маршевый ритм. Публика в восторге, Шклярский настолько растроган, что спел даже один из куплетов дважды. И музыканты снова ушли.

После некоторой паузы группа вновь появилась и исполнила заключительную песню «Там, на самом краю Земли». «Светлый полдень над Землeй встаeт», - пропел Шклярский, и над Землей встал в последний раз клоун на ходулях. И на том концерт закончился. Администрация ЦДХ умудрилась еще на последнем аккорде последней песни «Пикника» включить фоновую музыку и верхний свет.

Интервью Guruken.ru после концерта с Эдмундом Шклярским – здесь.

Вадим Пономарев, Guruken.ru

Еще об этом