«После 11»: Моды меняются, а народная песня остается!

Фолк-рок группа «После 11» рассказала, зачем ей конкурс «Пять Звезд» и почему народная музыка не звучит по телевизору.

Группа - один из конкурсантов открывающегося в Ялте Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Пять Звезд». А широкая публика хорошо знает ее по хитам на разных рок-радиостанциях - «Крылья», «Ладони», «Рядом быть» (вместе с Хелависой).

В разговоре приняли участие практически все музыканты группы «После 11», и поскольку у них царит полная гармония в отношении к музыке и миру, делить ответы по именам - смысла никакого. Пусть это будет настоящее коллективное целое - мы разговариваем с группой «После 11».


«После 11»: Дмитрий Калинин, Андрей Зверев, Юрий Постарнаков, Николай Феоктистов, Карен Арутюнян

- Зачем вам, профессиональным и все-таки известным музыкантам, участие в конкурсе «Пять Звезд»?

- «Пять Звезд» - одно из центральных событий в музыкальном мире России. И как только начались отборы на конкурс, мы решили поучаствовать. Ничего плохого в этом не видим. Мы и на конкурсе будем заниматься тем, чем занимались всю свою творческую жизнь — играть музыку. Участие в конкурсе — возможность показать свою музыку на огромную аудиторию. Некоторым из телезрителей, возможно, понравится наша музыка, и мы приобретем новых слушателей.

- Образ группы «После 11» у меня распадается на две разные картинки. С одной стороны - «Наше Радио», фолк-рок, дуэты с рок-звездами. С другой стороны — песня «Роза» с трэш-попом а-ля Бабкина.

- «Роза» - это то, что касается нашей работы с Надеждой Бабкиной и «Русской песней». Сама песня была достаточно известна в фольклорных кругах и до нас, мы просто придали ей некоторой «попсовости», как ты выражаешься. И сама песня — достойная. Зато через нее многие узнали о нашем существовании, о других песнях и заинтересовались нашей музыкой.

Наша жизнь и наша мечта — играть подлинные русские народные песни в нашем прочтении, играть свои авторские песни. И эту мечту мы достаточно успешно воплощаем. Большое счастье в том, что появившаяся у нас постоянная публика принимает наши задумки, эксперименты.

- Стоп-стоп! А вот музыкальный продюсер конкурса Евгений Орлов довольно жестко сформулировал принципы тех, кого отбирали — он сказал, что тут профессионалы, которые готовы пойти на компромисс с широкой публикой для увеличения популярности. Это — и про вас, как конкурсантов. На какие компромиссы готова группа «После 11»?

- Не могу комментировать его слова, я их не слышал. Но ведь в конкурсе — много состоявшихся, известных в своих кругах музыкантов со своей историей, брендом, публикой.

- Да, и Любич, и Королева, и другие — собрались продаваться? И вы приехали продаваться?

- Мы точно не продаваться приехали.

- А продюсер конкурса нам это гарантировал.

- А нам он про это не сказал! (смеются) Мы смотрим на это дело проще — не так много конкурсов, где можно петь живым звуком, петь свои песни и, наконец, - не петь на английском! Мы никогда не поем на английском языке. А здесь можно будет во втором туре спеть свою песню. И даже если не пройдем во второй тур — ну, хотя бы от нас просят свою песню. Уже хорошо!

Мы хотим заниматься не ремонтом квартир, а заниматься музыкой. И чтобы иметь такую возможность, порой приходится идти на некий компромисс. Но мы — играем музыку. Кто-то услышит нас по телевизору, понравится наша музыка — и он будет ходить на наши концерты. В сущности, мы приехали на конкурс для того, чтобы расширить собственную аудиторию. Зачем пошли на шоу «Голос» прекрасные вокалисты, работающие по ресторанам и клубам? Для того же.

- Как можно описать круг тех, кто ходит на ваши концерты?

- Как ни странно, у нас нет публики, которая идет именно на «Розу». Подавляющее большинство зрителей слышали по радио совсем другие песни, другую нашу музыку — поп-рок, фолк-рок - и хотят слышать именно ее.

Нам не близка позиция тех, кто считает недопустимым смешивать в одной программе народные и авторские песни. Мы с удовольствием поем и то, и другое. И никогда не было такого, чтобы зрители разворачивались и уходили. Все получается органично.

- Широкая аудитория принимает народную песню либо в обработках Бабкиной-Кадышевой, условно говоря, - или же Пелагеи, которая нашла свой путь. Все остальные прекрасные этно-музыканты остаются для нее малоинтересными, по большому счету...

- … Это и грустно! Это мы и хотим изменить! Обидно, что музыкантов уровня Инны Желанной или Сергея Старостина знает так мало людей. Мы хотим пробить эту пленку, прорвать ее. Народную культуру нужно доносить до широкого зрителя, который искусственно лишен возможности выбирать. Ему бы и понравилась такая музыка, но ему негде или никогда искать ее, узнавать. Люди порой не знают, что им эта музыка нравится, потому что никогда не слышали ее в достойном исполнении.

Люди привыкли к советской массовой песне, которую по разным причинам выдавали за народную. А исконные народные песни — ими глубоко занимались специалисты в Московской или Саратовской консерваториях. Но никто не двигал эти песни в массы.

- Откуда у вас надежда, что массы вас поймут? Именно вашу трактовку, которая не похожа на Зыкину.

- Время идет! Много лет русскую песню сознательно убивали на политическом уровне. Поле выжжено. Должно пройти какое-то время, чтобы зародилась жизнь в этом мире. Мы вряд ли станем панацеей для возрождения любви к народной музыке, но даже если мы сократим время ожидания — уже будет хорошо.

Сейчас уходят поколения, которые выросли на советской массовой песне. Надежда Бабкина пытается искать талантливых людей по всей России, показывать русские народные песни в максимально доступном виде. Но многие специалисты отворачиваются от нее, потому не принимают ее трактовки, потому что сложился образ «Бабкиной из телевизора».

Когда мы работаем с народной песней, главный принцип работы: не навредить песне. Любая народная песня, спетая акапелльно, звучит идеально и самодостаточно. И мы начинаем работу максимально деликатно. У нас разные музыканты в составе, и разные вкусы — главное, чтобы понравилось всем. А если понравится нам самим — то мы донесем до зрителя эту любовь к песне. И он ее полюбит!

Народная песня подразумевает импровизационность. И мы стараемся найти в каждой песне новые грани. Хотя за последний год мы сделали только одну народную песню, остальные — авторские. Дело в том, что не хочется повторяться. Мы найдем для одной песни интересную форму — она бы подошла и для другой, но повторяться не хочется. И мы занимаемся самокопанием, получая от этого наслаждение.

Когда на концерты приходят зрители, им нравится, как правило, наши трактовки народных песен. Они зовут друзей, и так круг расширяется. Мы идем именно таким путем, и он максимально честен.

- Вы ездите в фольклорные экспедиции?

- Ездили. Сейчас уже не успеваем, но хотели бы ездить. Мы все прошли через это. Диплом Саратовской консерватории — это 30-35 минутное выступление из тех народных песен, которые набраны тобой в экспедиции. Чтобы набрать песен на эти полчаса, нужно собрать минимум 60 песен. До сих пор хранятся 4 кассеты по 90 минут, на которых — песни, спетые нам бабульками и дедульками. Причем каждый должен был ехать в экспедицию по тем местам, где сам родился. А потом все еще на ноты переписать...

А вообще экспедиции — образ жизни. Чтобы этим заниматься серьезно, нужно посвятить этому всю жизнь.

Будем ли мы вместе петь еще много лет, - только Бог знает, но мы уверены, что народная песня нас всегда прокормит. Меняются музыкальные моды, а народная песня — всегда в моде. И через 50 лет мы выйдем и споем народные песни, и они понравятся людям!

Гуру КЕН

Еще об этом