Михаил БАШАКОВ выпускает прекрасные альбомы. Слишком прекрасные

Михаил БАШАКОВ - "СОЛНЦЕ ПОД КРЫЛОМ"

Башакову есть, что сказать. Существенное отличие от многих рок-музыкантов, штампующих песни формата "Нашего радио", либо повторяющих давно сказанное ими в разных аранжировочках. А Башакову есть, что сказать.

Изысканные умные тексты перемежаются тонкой сентиментальной музыкой, софт-роком для вменяемых взрослых. Если вы слышали песни Кашина, то уберите из них истеричность в голосе и чуть замедлите темп. Возможно, именно эти две вещи раздражали вас в Кашине. Получится музыка Башакова.

Это беда и несчастие Михаила Башакова. Нельзя говорить о его творчестве без упоминаний о Кашине. Представляю, насколько это несправедливо и обидно для Михаила. Обидно, но публичное творчество - вещь в принципе жестокая, и сравнение с классиками жанра подразумевающая. Вы спросите, но кто же классик жанра? И тут не будет легкого ответа. Классик в этом контексте - Кашин, как наиболее засвеченный персонаж телеэфиров и прочих фестивальных радостей.

Да важно ли это? Вот Кашин с удовольствием подыграл на баяне в одной песне этого старенького альбома. "Солнце под крылом" является переизданием альбома 1998 года, в те годы практически незамеченным широкой общественностью. Сейчас он пересведен, подчищен и выпущен благословенной фирмой грамзаписи "Никитин".

Альбом создает светлое лиричное настроение. Так бывает, когда музыканты пишут в студии, сами находясь в этом романтичном настроении. Запись физически передает этот аромат. Так бывает, когда видишь вокруг флюиды любви и веришь, что в жизни помогает знание Сартра и Хокусая. Так бывает, когда находишь себя весьма недурным интеллигентным молодым человеком, и уверен, что это гарантирует жизненный успех и болезненно приятные любовные несчастия.

Так виделось в 1998 году. Сейчас на дворе 2004 год, в начале которого Башаков выпустил альбом "Сопротивление нелюбви", в котором не производит впечатления крепко стоящего на ногах интеллектуального мачо. Публика не приняла пока иного Башакова, отличного от образа развязной "Эллис".

Я не был бы Гуру Кен\'ом, если бы не выговорил ясных и очевидных причин непрорыва Башакова к давно заслуженной, уверен, роли питерского хит-мейкера красивых и умных рок-гимнов.

Вот мудрый Михаил Козырев произнес как-то фразу, которую надо заучить как "Отче наш" всем людям, которые хотят добиться успеха в российском шоу-бизнесе. И если Вы хотите, мой читатель, добиться успеха в этом дерьмовом мире шоу-бизнеса, запомните эту фразу. Башаков вот явно хочет, и ему не вредно заучить этот рецепт.

На вопрос о рецепте хитовой песни Козырев сказал так: "Она должна носить отпечаток яркой индивидуальности артиста. И это может выражаться в чем угодно: уникальный тембр голоса, словесный оборот, удачная фраза, необычный звук инструмента. Не говоря уж о том, что это может быть яркая, интересная мелодия. Свое, уникальное, неповторимое “я”.

Понимаете? И знаете, чего не хватает мне у Башакова? Именно той зацепочки, которая вытянет за собой весь драгоценный груз несомненного таланта Башакова, и даст ему заискриться на радость широкой публики. Пусть, милый мой, кувыркается в лучах этой славы, признания и прочая.

Но где ж она у Башакова? Бледноватый монотонный вокал проигрывает яркому, пусть даже истеричному голосу его alter ego Павла Кашина. Аранжировки тягучи, пусть даже приятны. И нет главного, ради чего роют землю непризнанные музыканты, нет хита. Нет того главного хита, которого хотелось петь, бросив все, шептать вслед за каждой нотой.

Такой, без преувеличения, всеобщей сентиментальности должно слышать от Башакова-звезды. Эти проникновенные умные песни должны петься так - как поются "Город золотой" у БГ (а не у Хвостенко, заметьте!), как поется "Город" у Кашина, как поется "Гуд бай, Америка" у "Наутилуса Помпилиуса" лучших времен. Так выглядит звезда-Башаков на сияющей прожекторами сцене, с размахивающими плакатами поклонниками.

Объясните мне, под что прикажете размахивать плакатами на "Солнце под крылом"? И под что - на "Сопротивлении нелюбви"? Не машется что-то.

У хороших музыкантов всегда есть альбомы, которые не становятся хитами, но которые лежат на полочке искушенного меломана. Их безумно интересно слушать, безотносительно к успеху и неуспеху у массовой публики. Для меня, например, таковы "Ummagumma" у "Pink Floyd\'а", таков "Джаз" у нашей "Алисы".

Ничего не готов советовать, но констатирую факт, что "Солнце под крылом" ляжет в ту же приличную компанию. Это достойная музыка.

Но может ли позволить себе Башаков выпускать такие заранее малоуспешные у публики альбомы? Как знать, как знать...

Гуру Кен

Еще об этом