Петр МАМОНОВ нашел на свою голову мышей. И Кая со Снежной королевой

Стоит объяснить, откуда во МХАТЕ 28 января стал играться «Мальчик Кай». С прежне податливым театром Станиславского, где постоянно столовался гений русского андеграунда, возникли сложности. Не в последнюю очередь, как поговаривают, из-за сварливой супруги Петра Николаевича. «Шоколадный Пушкин» играть пока негде. А тем временем подоспела премьера многострадального фильма «Пыль», который практически бесплатно снимался некоторое количество лет, и в котором Мамонов исполняет эпизодическую роль минут на пятнадцать.

При чем же здесь «Кай», спросите вы. Да при том, что фильм «Пыль» и спектакль-балет «Кай» сделаны одной и той же студией «СВОИ 2000», а именно Мариной Потаповой и Сергеем Лобаном. К ним добавился неизменный врач-актер Алексей Подольский (помните его, просидевшего молча все выступление Мамонова на «Антропологии»?), важно расхаживающий в проткнутом осколком зеркале пиджаке. И еще некие необязательные персонажи, среди которых выделялась пафосная гимнастка в серебристом обтягивающем комбинезоне. Словом, вот вам Кай, вот Снежная королева, и разбирайтесь сами.

Петр МАМОНОВ. Фото Владимира Преображенского

Приколы вроде хождения на лыжах по сухой сцене давно ниже уровня Петра Мамонова как артиста. Одиночество Мамонова даже пугает. Он постоянно заявляет, что хочет поиграть у кого-нибудь «вторым барабанщиком», или походить в «блестящем» около хорошего молоденького ди-джея. Но экзистенциальный масштаб личности Мамонова затягивает всех окружающих в бесконечный вакуум. Скоморошечье пение Мамонова под небрежную грязную гитарку оказывается умнее и глубже любого псевдо-авангарда, с которым ему приходится выступать в последние годы.

Альбомы «Мыши» и «Зелененький», из песен которых состоит программа «Кая», слишком самодостаточны. Лидия Ланч или Генри Роллинз также склонны нынче к говорению под что-попало, и Бьорк уже к тому близка. А Мамонов говорит свой «русский национальный гон» так, как и сейчас говорят на московских интеллигентных кухнях под рюмку чая. Нисколько не рисуясь, не аффектируя и не пережимая неизбежный стеб.

Петр МАМОНОВ. Фото Владимира Преображенского

«Целую ночь спишь, а то и не спишь... То спишь, а то и не спишь» - жалуется Мамонов. «О, как бы я хотел, чтобы кто-нибудь понаблюдал за моей внутренней жизнью..." – загорается он идефиксом. Складывается по полу безжизненно: «Я такой дядечка особенный, много-много лет пролежал в пыли, так что трясти меня не надо...» Страстно-одержимо: «Я хочу, чтобы ты была рядом со мной».

Жаль, что сопровождение записано на фонограмме. Живая гитара была бы равна импровизации Мамонова. Но на той гитаре с фонограммы играл сам Мамонов, и он не может раздвоиться. Он делегирует гитару – записи, визуальный абсурд – пластической арт-группе, и только свой монолог оставляет себе. Это трагедия одиночества. Но, как свойственно Мамонову, это донельзя смешливая трагедия. И он сам выбрал этот путь.

«Я б уехал бы в Вайоминг, но это был бы не Мамонинг…»

Абсурдность мира – только повод к размышлению. Паузы, как у хороших мхатовских актеров, мысль продолжают и углубляют. И каждый бытовой штрих становится убедительным доказательством существования высшей силы. «Вероятно, виновата архитектура». Здесь Мамонов, как никто в русской рок-культуре, близок к Чаплину. Жизнелюбие на грани сарказма: «Будем детушек наживать»…

«Как много хочется сказать». Эта формула из текста Мамонова объясняет почти все. Ему так много есть, что сказать. И хочется сказать. Это разительное отличие Петра Мамонова от обрюзгших в 20 лет нынешних поп-рокеров впечатляет.

Петр МАМОНОВ. Фото Владимира Преображенского

Ему есть, что сказать про Интернет и про солнце, про гиппопотамов и про пиво, про сны и про счастливые дни. У него пластика ребенка, а иногда пластика животного. И у него необычайная органика. Мамонов естественен в любых неестественностях. Он даже ищет их на свою голову. И находит.

Нашел вот – мышей, мальчика Кая и Снежную королеву.

Вадим ПОНОМАРЕВ, Guruken.Ru

Еще об этом