Звездная пыль Брайана Ферри

Брайан Ферри всегда казался российским меломанам символом превосходного вкуса и изящной игры в поп-музыку. Эксперименты на грани арт-рока и глэма в 80-е годы действительно провели водораздел между основательным мясистым рок-саундом Genesis и Pink Floyd и кабареточной легкостью Roxy Music. И потом, эти поп-хиты!

Брайан определенно напоминал голливудского рокового мачо, чем выгодно выделялся на фоне лысоватого Фила Коллинза или смурного Дэвида Гилмора.

Эстет и шахтер

Впрочем, известный эстет и гедонист родился в семье самого тривиального английского шахтера. Переехав подальше от угольной пыли в Лондон, попевший в рабочих пивнушках Брайан прямиком отправился петь в King Crimson, - себе он цену знал с раннего детства.

Роберт Фрипп, впрочем, отказался от его кандидатуры, зато дал голосистому Ферри рекомендацию для лейбла Island. И карьера началась. К 1971 году тот самый Roxy Music с Брайаном Ино и Брайаном Ферри уже существовал.

Брайан Ферри
К 1971 году тот самый Roxy Music с Брайаном Ино и Брайаном Ферри уже существовал

За 12 лет существования Roxy Music записал немало сильных пластинок, и уж точно застолбил себе место в пантеоне мировой рок-музыки.

Избыточно аляповатый глэм-рок вполне уравновешивался небрежно-самовлюбленным вибрато голоса Брайана Ферри, а его страсть к написанию загадочно-метафоричных текстов помогла создать легенды для поклонников. Тайный эротизм и успешная обработка поп-приемов в песнях Roxy Music сочеталась с упругим драйвом и отличными композиционными находками. Словом, любить Ферри было за что до тех пор, пока он не решил заняться уютной семейной жизнью.

Свадьба с Люси Хэлмор, младшей сестрой издательского и пивного магната Гиннеса, круто изменила жизнь Брайана. Он распустил группу, переехал в Нью-Йорк, записал легкие эстрадные альбомы Girls and Boys и Bete Noire. Они же стали его коммерческой вершиной, - хиты Don't Stop the Dance и Slave to Love (из фильма «Девять с половиной недель») покорили все чарты и топы. Началась эпоха легкой приятной танцевальности и необязательного поп-мельтешения. Ферри немедленно превратился из рок-звезды в сытого поп-вокалиста типа Фила Коллинза или Леонардо Коэна.

В последние годы Bryan Ferry отчаянно напоминает человека, которому вообще ничего не хочется делать. Он лениво записывает многочисленные каверы на джазовые и блюзовые стандарты, перепевает кого угодно и даже себя. Развелся с неверной женой. Полгода назад вышел последний альбом Dylanesque, полностью состоящий из каверов Боба Дилана. Именно его и захотел представить Ферри на своем первом публичном концерте в России. До того Брайан приезжал к нам множество раз, но исключительно на корпоративы. В какой-то момент стало даже смешно – неужели наши промоутеры не способны привезти в Россию далеко не самого дорогого по нынешним временам «сбитого летчика»?

И вот привезли

Брайан приехал без Roxy Music, вялое воссоединение которого (без Брайана Ино) произошло еще в 2001 году. У него теперь свой гастрольный состав – клавиши (он же саксофонист), рояль, две гитары, бас, ударные, вторые клавиши (она же альт). И две чернокожие бэк-вокалистки, уже привычно поющие лучше своего фронтмена. Но фронтмен – это не просто вокалист, это шоу.

Брайан вышел в первом отделении весь блистающий, в черном бархатном пиджаке с блестками от лучших глэм-секонд-хэндов. Не зажмуриться невозможно.

Он аккуратно подглядывает в тексты на пюпитре, и элегантно-извиняюще улыбается «улыбкой Брайана Ферри» или Харрисона Форда, как угодно. Он увлеченно играет на губной гармошке, как без нее петь Дилана? Just Like Tom Thumbs Blues, Positively 4th street, Knockin'on Heaven's Door – уже в самом начале.

Надо сказать, что удар могучей силы по неподготовленным слушателям Брайан нанес в первой же трети концерта. Трудно было ожидать того, что все три своих главных и любимых хита Ферри невозмутимо споет почти в самом начале концерта.

Учитывая количество корпоративов в России, Ферри прекрасно представляет себе этот короткий хит-лист. И вот буквально одна за одной, со сцены звучат Slave to Love, потом "Don`t Stop the Dance и ленноновская Jealous Guy.

А потом Брайан Ферри красиво уходит. Иначе как шокирующим такой поступок не назовешь – не припомнить, кто еще из гастролеров совершал подобный безумный поступок. Но мистер Ферри приехал показать свой новый альбом, и он намерен его показать не торопясь.

После очередной джазовой интродукции начинается вторая часть концерта. Simple Twist Of Fate, Make You Feel My Love, All Along The Watchtower… Над сценой зажигаются разноцветные лампочки в гирляндах, ну ни дать не взять - рождественский вечерок. И в этой праздничной обстановке – лирические баллады под рояль и альт, с тягучими гитарами и шелестящими пиццикато где-то наверху. По большому счету, ровно в такой же манере можно было исполнить баллады Элвиса Пресли и даже Элтона Джона.

Ближе к концу концерта Брайан Ферри явно устал. Всклокоченный, потный, он уж совсем перестал быть «иконой стиля», и скорее напоминает 62-летнего подражателя 60-летнему Игги Попу, который недавно был на этой же сцене.

Но невыгодно отличается от него, как отсутствием жизненной силы, так и нарочитой театрализацией движений. Падать на колени можно искренне, в чувствах, а можно и с патетикой и аффектацией – почему-то у Ферри получается только по второму варианту.

Из сюрпризов концерта стоит отметить Re-Make/Re-Model – драйвовый боевик еще из первого альбома Roxy Music, сыграно зажигательно и слаженно, именно в концертном варианте. Музыканты вообще стараются разнообразить альбомные версии песен, то один, то другой выходят на авансцену солировать.

Ветеран Крис Спеддинг выдает выразительные скупые гитарные соло, близкие к прог-року. Совсем юный 18-летний гитарист Оливер Томпсон не отстает, и то и дело норовит сыграть пинкфлойдовского масштаба космические соло, чем приводит в священный трепет вип-партер.

Сам же Брайан Ферри производит впечатление престарелого денди, ради удовольствия ездящего иногда на экзотические концерты. В силу возраста певец не в состоянии напомнить о золотых годах арт-рока 70-х, ему самому не очень-то нравятся поп-хиты 80-х, но отказаться от удовольствия стильно постоять рядом с отличными гитаристами и бэк-вокалистками он не в состоянии.

И кое-какое удовольствие доставляет тем, кто никогда не видел его раньше.

Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"

Еще об этом