Японский эксперимент Дианы АРБЕНИНОЙ. МИЯДЗАВА начинает и выигрывает

Даже построение концертной программы наталкивало на нехорошие мысли. Полный концертный сет `Ночных снайперов`, одна песня совместно, затем полный сет коллектива Кадзуфуми Миядзавы, и одна песня снова вместе. Так, конечно, совместные проекты не делаются.

На пресс-конференции журналисты осторожно выспрашивали у Мидзавы и Дианы Арбениной, как все это сложилось-склеилось. По ответам получалось, что проект затеян Японским фондом, главной задачей которого значится популяризация японской культуры и всевозможные обмены. При поддержке посольства Японии, а также при финансировании Корпорации `Файв Ди`, которая является менеджером Х.Такано, К.Накамуры и всех проектов собственно Миядзавы (`The Boom` и `Миядзава`). Иными словами, японский аналог нашего `АРСа` или `Реала` все продумал, и предложил. Диана Арбенина съездила в Японию, познакомилась с Миядзавой, сходила на его концерт в рамках фестиваля Йоко Оно памяти Джона Леннона, и там же ударили по рукам. Однако писался и сводился весь материал в Москве.

Миядзава спел вместе с Арбениной ее хит `Кошка`, а Диана – его хит `Шимаута` (который почему-то решили назвать `Симаута`). `Реал Рекордз` эти песни выпустил в пафосном дизайне двойным синглом. Продолжение проекта после московских концертов видится аналогичной серией совместных концертов в Японии, который как раз сейчас организовывается.

А теперь о концерте во МХАТЕ, который с некоторых пор превратился в самую престижную площадку для рок-концертов. Сразу стоит объяснить, что Миядзава не является рок-музыкантом в привычном для нас смысле слова. Он играет все. Больше всего в его музыке всяческого латиноамериканского мелоса – самбы и боса-новы, привычные нам по песням Богушевской и Агутина. Иногда Миядзава уходит в монументальный арт-рок, иногда – в диско самой детской окрашенности.

Более того, боюсь сказать крамолу для поклонников нынешних `Ночных снайперов`, но приходится признать, что музыка Миядзавы куда органичнее сливалась бы с игрой Светланы Сургановой и ее оркестра. От осведомленных источников знаю, что первоначально Миядзава предлагал такой проект именно Сургановой. Но после известного разрыва Арбениной и Сургановой корпорация `Файв Ди` договорилась с `Реалом` на Арбенину. И теперь дипломатичный японец ни словом не обмолвливается о былом.

http://www.livejournal.com/users/4erno_beloe/22310.html

Диана Арбенина вышла на сцену в белой рубашке на белую же майку, в черных джинсах и кроссовках. Подошла к микрофону, а он не заработал. Она взяла другой микрофон, и начала с `Давно не виделись: здравствуй!` Затем – еще несколько песен без пауз, и уж затем последовало несколько слов о проекте с Миядзавой, которого Диана назвала `настоящим самураем`, и одновременно – `боевым японским отрядом`.

Диана была немного напряжена, и заметно волновалась перед совместным выступлением с японской звездой. Исполнила в числе прочих `SMS`, которую обозвала самой экстремальной песней в этой программе. А чуть позже даже извинилась перед залом за то, что песни идут подряд без пауз: «Мы задали такой темп, потому что хотим много чего показать».

А в зале, надо сказать, кроме всем известных джапанофилов Артемия Троицкого, Анатолия Чубайса и писателей Виктора Ерофеева и Владимира Сорокина, находилось много юных фанаток Дианы Арбениной и почтенных японских бизнесменов с очаровательными спутницами. Всем нашлось занятие по вкусу. На `Сенбернарах` весь зал украсился бумажными красными сердечками, которыми размахивали поклонники `Снайперов`. На `Столице` случилась красивая сцена в японском стиле с пикирующими в сторону сцены бумажными самолетиками. Самолетики усеяли весь зал и всю сцену, зрители превратились в детей, и отчаянно запускали самолетики все дальше и дальше в сторону музыкантов `Ночных снайперов`.

В свою очередь, японцы на появлении Миядзавы достали бумажные же флаги Японии и весело ими размахивали. Исполнение `Кошек` показало, что ничего оригинального в эту красивую песню Арбениной голос Миядзавы не принес. Собственно, Миядзаву почти не было слышно. Домашнее прослушивание сингла привело к тому же умозаключению. Появился второй голос, неуверенно выпевающий что-то позади основного. Словом, вещь на любителя.

В антракте случилась странная вещь. Никакой новой аппаратуры на сцене не появилось, ничего не изменилось внешне. Но с первыми звуками группы `Миядзава` уши слушателей обрели вдруг полноценный качественный звук. Как это удалось звукооператорам, что случилось на самом деле в антракте – история умалчивает. Но столь разительный контраст между сухим звучанием `Ночных снайперов` (будто из старого кассетника) и богатым насыщенным саундом японцев невозможно было не заметить.

Общим между двумя сетами Арбениной и Миядзавы оказалось исполнение нескольких песен под гитару. В остальном – мало чего общего. Поп-музыка Миядзавы ничем не похожа на наше-радио-рок `Ночных снайперов`. Японская звезда вообще не особенно обращает внимание на жанры. Еще на пресс-конференции он заявил, что его песни настолько разные по стилистике, что даже поклонники у него делятся по разным стилям, и ничем между собой не похожи.

И это истинная правда. Японской мелодики в его песнях вообще почти нет. Европеизированный поп, приправленный специями из бразильской кухни. С учетом того, что половина состава группы – выходцы из Латинской Америки, все понятно без слов. Как и следовало ожидать, столько хороших музыкантов может объединить только джаз. Поэтому на самом деле группа `Миядзава` играет джаз. Только облекая его в поп-формы. Вы представляете, насколько это далеко от музыки «Ночных снайперов»?

Однако Кадзуфуми Миядзава совсем не похож на обычного поп-певца, как можно было бы ожидать. Рики Мартин или Робби Уильямс тут не при чем. Скорее, он японский Стинг. Миядзава с удовольствием поет песни про любовь, про расставания и созерцания. Но придает этим вечным поп-темам некий философский контекст. Потому что не является их непосредственным участником, а поет как бы «со стороны», с позиции наблюдателя.

Чем-то Миядзава-сан удивительно похож на советскую эстраду. На Эдиту Пьеху и Юрия Антонова одновременно. В этой его ипостаси он крайне близок нашему слушателю. Самые хитовые песни Миядзавы – детские двухдольные песенки, знакомый нам с детства жанр. Переполненный зал МХАТа принимал совершенно неизвестного нам исполнителя очень тепло, взрываясь аплодисментами после каждой песни. `Затем снова вышла Диана Арбенина. Свою робость Диана пыталась преодолеть самоиронией: «В первый раз со мной такое. Я? Дрейфить? Никогда!» - сказала сама себе Диана, и публика подбодрила ее.

Исполнение `Симауты` (`Шимауты`) получилось билингвальным. Половина песни на русском, половина – на японском. Стоит сказать, что `Шимаута` - очень знаменитая песня. Она вошла в первый альбом Миядзавы 1989 года, и с тех пор возглавляла всевозможные мировые и национальные хит-парады, продалась в количестве 1,5 миллиона экземпляров, исполнялась исполнителями 50 стран мира.

Трудно судить, какой вклад в копилку мирового музыкального искусства внесло совместное исполнение `Шимауты` Арбениной и Миядзавой, но тот факт, что `Симаута` в сольном исполнении `Ночных снайперов` вошла в первую пятерку хит-парада `Чартова дюжина`, говорит о многом. Сам Миядзава, по его словам, был очень удивлен таким успехом ремейка своей старой песни.

Расцвел цветок дэйго, вызвал ветер, и нагрянула буря.
Пышно расцвел цветок дэйго, вызвал ветер, и нагрянула буря
Бесконечная грусть – что волны, набегающие на остров.

Мы встретились с тобой в зарослях тростника.
Под тростником попрощались навеки.

Симаута! Оседлай ветер и вместе с птицами лети через океан
Симаута! Оседлай ветер и передай вместе с ним мои слезы

Отцвел дэйго, осталась только мелкая рябь на воде
Маленькое счастье «утаката»* – цветок среди волн
Мой друг, с которым пели в зарослях тростника!
Расставание под тростником – на миллионы лет.

Симаута! Оседлай ветер и вместе с птицами лети через океан
Симаута! Оседлай ветер и передай вместе с ним мою любовь

Симаута! Вселенная! Боги! Судьба! Пусть вечерний штиль продлится вечно!

* утаката – певец симаута.

Теперь у проекта `Симаута` впереди - гастроли по Японии. И уже сейчас можно сказать, что заявленная организаторами цель укрепления российско-японской дружбы выполнена не на одну сотню процентов.

А то, что Миядзава в музыкальном смысле выглядел куда убедительнее Арбениной, так ведь не соревнование ведь. А мы Диану Арбенину все равно больше любим.

Гуру Кен, Guruken.Ru

Справка от Guruken.Ru:

`Ночные снайперы` и `Миядзава`, `Симаута`, 9 февраля 2005, МХАТ им. Горького.

Аншлаг, 1300 зрителей.

Плей-лист концерта:

1 часть, "Ночные снайперы"
1. `Давно не виделись: здравствуй!`
2. `Асфальт`
3. `Гонщик`
4. `SMS`
5. `Ты город`
6. `Время года зима`
7. `Сенбернары`
8. `Травы`
9. `Отпускаю тебя`
10. `Редкая птица`
11. `Пароходы`
12. `Катастрофически`
13. `Столица`
14. `Куба`
15. `Ты дарила мне розы`
16. `Юго-2`
17. `Кошка` (совместно с Миядзавой)

2 часть, `Миядзава`
Последняя песня - `Симаута` (вместе с Арбениной).

Еще об этом