Светлана СУРГАНОВА плывет мимо тех, кто не ходит на ее концерты

30 сентября в МДМ прошла первая презентация новой сольной программы Светланы Сургановой «Кругосветка». Перед концертом все зрители получили немалых размеров программки с инструкциями. Использовать их необходимо было в качестве поддержки. Одной стороной с нарисованной кормой парусника – на песне «Корабли». Другой, с гермафродитичного вида ангелом и надписью «Censored», - на песне «Ангел седой». Учитывая, что пресловутый ангел по тексту песни звал то в ли в рай, то ли в ад, потом старел, хромел и даже хохотал, - наверняка некоторая цензура такому ангелу не помешала бы. Обе стороны были использованы наполнившей процентов на семьдесят зал МДМ публикой по назначению и вовремя.

После разрыва с Дианой Арбениной и ухода из «Ночных снайперов» энергичная скрипачка Сурганова вовсе не стушевалась, не ушла в экзистенциальные дебри личных переживаний и обид. Она быстро сговорилась с действующей группой «Север Комбо», существовавшей в Питере тихо и себе на уме, о том, что они составят основу ее аккомпанирующего состава. Обоюдный выигрыш очевиден. Профессиональные музыканты стали наконец-то известны всей стране, а Светлана получила фору во времени. Сыгрываться этим ребятам не к лицу, консерватории у всех на лбу начертаны.

Как показала презентация новой программы, у этого альянса оказался один, но весьма существенный недостаток. Заявленный как оркестр, этот инструментальный состав действительно звучит как грамотно аранжированный и отыгранный оркестр. И на его фоне голос самой Сургановой, как бы это помягче сказать, блекнет. Он и так от природы у нее лишен тембрального богатства и фонетической выразительности. Скорее, голос Сургановой прекрасен своей энергетикой и искренностью. Под гитару и самопальные рок-инструментарии он слушается выигрышно. Когда же в дело вступает латиноамериканский оркестр с духовой секцией, голос Сургановой тает и протекает под упругие духовые. Непоставленные должным образом обертона гасятся, из голоса вылезает сплошная середина тембра, и коварные саксофон с тромбоном вчистую выигрывают сражение за явным преимуществом.

Сама Сурганова определяет свое направление как VIP-Punk-Decadence, или "Цезария Эвора + Том Вэйтс, поделенные на Юрия Антонова". Так вот, основные претензии на этом этапе сургановского творчества могут быть предъявлены именно к вокалу. Все три вышеперечисленных артиста обладают именно богато тембрально окрашенными голосами. И не нужно ждать старости для возрастной подкраски верхов и низов своего голоса, Эвора и Вэйтс решили схожую проблему уже к тридцати годам своей жизни. А у Юрия Антонова такой проблемы не существовало изначально.

Еще одно любопытное замечание к тому, что Сурганова со своим оркестром везде проходит по части рок-музыки. Звали музыковеда? Он пришел. Стереотип этот сложился из-за того, песню «31 весна» первым заметил Михаил Козырев. Публичное победное шествие ее началось с «Нашего радио», и ротация на «Русском радио» уже не смогла поколебать сей ложный постулат. Конечно, никакого отношения теперешняя Светлана Сурганова к рок-музыке не имеет. Это чистой воды эстрада. Это тот сорт поп-музыки, который бережно пытается привить Козырев на нашу разгоряченную битвами рока и попсы землю. Скажем, «Morcheeba» - это рок или попса? Вот и Сурганова относится к той части искренней качественной поп-музыки, которая пробивает себе русло в закосневших каменоломнях бывшего «русского рока».

Не случайно большая часть ее новой программы являет собой самбы и вальсы. Причем «самбы» употребляю как собирательное выражение, в каждой песне используется один-два оригинальных приема из румбы, из сальсы, и почти все песни заканчиваются на ча-ча-ча. Отдельный респект замечательным музыкантам – в первую очередь клавишнику Александру Арсеньеву. Прекрасно работают гитарист Валерий Тхай, бас Юрий Шмыров, барабанщик Вадим Марков, перкуссионист Кирилл Ипатов, и вся духовая секция – Лев Орлов, Михаил Тебеньков, Эльмир Юнусов.

Более того, Сурганова в своих лучших песнях (не затронутых, закономерно, вниманием радиостанций) пользуется приемами кабаре и даже обоих шансонов, «русского» и оригинального. Кое-где явно сказывается влияние великой Аллы Пугачевой, и даже Клавдии Шульженко. И это очень грамотно. Скажу больше, для меня такой широкий диапазон сургановского творчества оказался даже некоторым культурологическим открытием.

Одну песню Светлана спела вместе с солисткой Мариинской оперы Ангелина Дашковской. Увы, элегантное лирическое сопрано Дашковской оказалось намертво погребено под звукорежиссерским пультом, и голоса ее практически было не разобрать. Аналогичная история случилась в этом же году на «Нашествии-2004», посему не могу сказать ничего определенного по поводу художественной целесообразности присутствия солистки Мариинки на сцене МДМ. Однако сам факт присутствия – показателен.

Опускаю мелькания на сцене неких «русских копперфильдов» с фокусами позапрошлого века и пучащих глаза суетливых мимов. Какое-то экономичное шоу для большой сцены все-таки должно быть, а до стоимости шоу Филиппа Киркорова Сургановой пока не позволяет дорости формат музыки, да и платежеспособность целевой аудитории. Сама Светлана с удовольствием брызгала керосином на свечки, изображая огнеборца, и доставила этим удовольствие верным своим «суриковкам». Понятно, что издержки роста. Понятно, что у Сургановой громадный потенциал. Понятно, что растет превосходная артистка.

Как бы только приличной публике, ценящей «такие» изыски, узнать о «такой» Сургановой?..

Гуру Кен

Еще об этом