Когда мы победим на «Евровидении»?

Отчасти в этой неразберихе «виноват» сам конкурс. Голосование на нем столь же непредсказуемо, как состав очередной «Фабрики звезд». Умом вроде понимаешь – будет много европопа, немного этнопопа и кучка гитарных извращенцев. Но предсказать победителя все равно почти невозможно. Уровень индекса Доу-Джонса поддается здравой аналитике, а выбор голосующих телезрителей или экспертов не поддается вообще никаким критериям. Ну кто ожидал, что в прошлом году победителем станет Lordi, этот второсортный рок а-ля Kiss 80-х?

Однако в этом году ситуация с нашей стороны еще запутаннее. Организацией отборочных туров и трансляции евроконкурса должен был заниматься канал «Россия». В силу разных причин он оказался не готов. Пришлось встревать в работу, второй год подряд, Первому каналу. И надо сказать, что он не подвел. Собрал экспертный совет из достойных профессионалов, начал отборы претендентов, подготовил трансляцию.

Белый Острог
Пресс-конференция группы "Серебро" и Первого канала

Сапожник без сапог, артист без концертов

В проигрыше осталась музыкальная сторона вопроса. Поскольку решение пришлось принимать в последние месяцы перед конкурсом, победителю отбора осталось совсем мало времени на подготовку шоу, которое не стыдно показать на многомиллионную аудиторию Европы. А тут еще тем самым победителем оказалась никогда не выступавшая доселе группа «Серебро» продюсера Максима Фадеева, вновь вынырнувшего из нескольких лет апатии и безвременья…

Фадеева-то, конечно, все хорошо знают по его весьма удачным проектам типа Линды, Глюкозы или Юли Савичевой. И песня, почти случайно попавшая в конкурсный отбор и там выглядевшая, по словам директора музыкального вещания Первого канала Юрия Аксюты, на две головы выше всех остальных, тоже хороша. Однако ее еще надо спеть! А кому петь? Лена Темникова из «Фабрики звезд – 2» еще имеет какой-то опыт, а остальные девочки – вообще без опыта. И «Серебро» целиком тоже никогда не выступало на сцене.

Даже не припомнить, был ли в истории «Евровидения» другой подобный случай. Группа без единого выступления на сцене поедет на «Евровидение».

Конечно, тут же вспоминается другая артистка того же Макса Фадеева – Юля Савичева, которая даже с опытом той же «Фабрики звезд» поехала на конкурс, и у нее от волнения и испуга попросту дрожали руки и ноги, пропал голос, и свое выступление она попросту завалила. И вот еще один агнец на заклание?

Фадеев написал действительно сильную и стильную песню «Song #1». Вся такая европоповая, задорненькая, с цепким битом и отменным бриджем. Девочки выглядят вместе тоже неплохо – маленькие, шустрые, с задорным блеском в глазах. Им так и хочется взлететь, взорвать, обаять, убедить, покорить, понравиться. Я представляю, каким страшным ударом для них будет провал на конкурсе. Скажем, последнее место. Между прочим, такая же юная, маленькая, задорная Юля Савичева до сих пор от того провала не оправилась, хотя уже два года прошло. Что станется с этими девчушками, если вдруг такое? Ох, лучше и не думать.

Та же Лена Темникова после «Фабрики звезд – 2» надолго ушла в тень. Заниматься сольной ее карьерой Фадеев не хотел, а она была у него на контракте. Долго подыскивал ей «применение» и вот нашел. Теперь для одаренной вокалистки появился шанс. Шанс – это очень многое в шоу-бизнесе. Иногда это почти все.

Серебро
Шанс – это очень многое в шоу-бизнесе

Хорошо, у «Серебра» есть мотивация. Есть песня. Есть стильный имидж – по этой части Фадеев дока. А что же конкуренты?

Наши – теперь везде

Начнем с наших. «Наших» теперь вообще много, столько же, сколько югославов. Бывшие югославы на конкурсе всегда обнимаются, ручкаются и вообще очень тепло друг к другу относятся, за редким исключением. После распада СССР у нас не сложились на конкурсе отношения только с прибалтами, с остальными – дружба, водка и селедка.

Наших теперь столько, что вспоминается Хазанов с рассказом о том, как «наших» забросили в Америку и они там навели свои порядки.

Ходячий поп-треш Верка Сердючка представляет Украину, и ее главный козырь – скандалы. Чем больше, тем лучше. Вряд ли Андрей Данилко собирался начать именно со скандала с Россией – многим послышались в его песне слова «Раша, гуд бай!». Мне-то совсем они не послышались, а как раз послышалось цоевское «бошентумай». Но Данилко пришлось долго оправдываться, растолковывать, мямлить, и старт оказался смазан. Потом он снял совершенно чудовищный клип на эту песню, и при отсутствии приличного промобюджета сейчас выглядит в Хельсинки типичным аутсайдером. Новых скандалов все нет, а имидж трансвестита куда более убедительно для европейских ушей освоил датский участник DQ. Впрочем, мы Верку Сердючку знаем не первый день, и она способна на многое…

Еще один наш человек представляет Белоруссию. Дима Колдун стал в прошлом году победителем «Фабрики звезд – 6» и теперь при помощи неугомонного Филиппа Киркорова покоряет Запад. И покоряет пока удачнее всех. То ли подарочная водка и конфеты так действуют на журналистов и фанатов «Евровидения», то ли песня «Work Your Magic» так впечатлила, но в официальных пречартах Дима Колдун занимает почетное третье место. Пропустив вперед себя только Кипр и Грецию. Между прочим, Сердючка в том пречарте на 10-м месте, а «Серебро» – на 11-м месте из 42 участников конкурса.

Пречарты, впрочем, никогда и не указывали точно на победителя конкурса, зато более-менее точно показывали предварительный расклад сил. Более точно нос по ветру держат букмекеры. В конце концов, это их заработок. Почтенная контора William Hill держит ставки на Швейцарию, Швецию и Сербию как 7 к 1. Затем идет Дима Колдун – 8 к 1. Украина и Болгария – 11 к 1. И наконец наше «Серебро» - 13 к 1.

Как ни крути, получается, что все наши в топе. И Колдун, и Сердючка, и «Серебро».

Тут есть еще один нюанс. Подарочные водка и конфеты – это, конечно, хорошо. Но грамотный мерчендайзинг и радиоротации никак не заменят. Все трое «наших» фактически отказались от проведения дорогостоящих промотуров. Статистики по радиоротациям нет. Однако никого из них не поддерживает ни один мейджор!

Сонные ленивцы покачиваются на ветвях

А зачем, казалось бы, поддержка мейджора? Дело в том, что на «Евровидении» побеждает не только тот, кто лучше выступит (в глазах голосующих). Но и тот, кто наиболее грамотно проведет знакомство со своим творчеством голосующих, потому что закон шоу-бизнеса – прокрути песенку пять раз, на шестой зритель сам ее попросит за денежку. Конечно, были в истории «Евровидения» случаи, когда артист побеждал без помощи международных компаний звукозаписи. Но их не так-то много.

Та же Яна Рудковская, которая в прошлом году активно проталкивала своего подопечного Диму Билана, с возмущением рассказала мне, что никакой поддержки от мейджора EMI она не получила, несмотря на все просьбы. Хотя все альбомы Билана издавались на Gala Records, представителе EMI в России. А вот будущий победитель Lordi, напротив, получил от своего мейджора Sony BMG такую мощную поддержку, что его конкурсная песня «Hard Rock Hallelujah» появилась в эфире российских радиостанций раньше, чем билановская «Never Let You Go».

Предыдущий победитель «Евровидения» Елена Папаризу – тоже артист Sony BMG.

И давайте уж вспомним главное. Два наших вторых места (до Билана) были завоеваны Алсу и «Тату», артистами мейджора Universal. Да и Билан, как выше было сказано, имеет непосредственное отношение к мейджору EMI.

Поддержка мейджоров – это очень важно. Но как-то так сложилось, что российские филиалы мейджоров очень пассивны на нашем рынке. Они не продвигают даже тех артистов, с кем заключен контракт. Тот же Universal «забил» на Дельфина и Линду, «Sony BMG Россия» вообще не занимается продюсированием артистов. Мейджоры в России тупо продают пластинки. В основном – своего головного каталога. И все.

Юрий Аксюта
Юрий Аксюта болеет за наших

Я спросил у Юрия Аксюты, почему же Первый канал не потряс как следует этих ленивцев, почему не договорился с ними заранее о подготовке и поддержке. Оказалось, мейджорам неинтересно. Интересно только музыкантам. Группа «Банд’Эрос» (Universal) сама подала песню на конкурс, но проиграла в честной борьбе.

Я полагаю, что если бы даже «Банд’Эрос» победил в отборочном конкурсе, то и тогда «Universal Россия» сослался бы на высшие силы и ни черта бы не помог.

C этим надо что-то делать. Уже поздно в этом году, но жизнь на 2007-м не заканчивается. Почему-то каждый год «Евровидение» приходит к нам, как урожай для колхозника или заморозки для водопроводчика. То есть совершенно неожиданно. И мы начинаем срочно латать дыры и искать «желающих». Да много желающих! Просто не туда звоним, не тех приглашаем. И мейджорам, которые рекламируют своих многочисленных иностранных артистов на наших телеканалах и радиостанциях, стоило бы принять участие в игре.

Иначе не получилось бы в шоу-бизнесе, как в газовом проекте «Сахалин-2». А там известно чем закончилось.

Победа в «Евровидении» нужна любой ценой.

Ведь должны же мы когда-нибудь там победить…

Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд" Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru

Еще об этом