Первый российский полуфинал GBOB-2004: удачи, неудачи и сюрпризы

В жюри российского конкурса были замечены: известный всем Олег Нестеров («Мегаполис», лейбл «Снегири»), уважаемые журналисты Александр Плющев («Эхо Москвы», Лента.Ру и др.) и Борис Барабанов («Коммерсант» и «Наше радио»). А также Наталья Буданова (рок-фотограф) и Александр Певчев (журналист и продюсер).

Трудно судить о критериях, по которым судят в общемировом финале конкурса. Но вполне можно догадаться, судя по составу жюри, каковы критерии отбора музыкантов в российском бытии. Кроме очевидного профессионализма, будущий победитель должен обладать яркостью, самобытностью и умением работать с аудиторией.

Увы, такие простые вещи оказались не совсем очевидны для многих конкурсантов. Иной раз совершенно было не понять, какой резон иной группе было ехать за тридевять земель. С таким же успехом можно было бы этого не делать. Впрочем, обо всем по порядку.

Московская группа «Аттака» начала атаку на уши слушателей мгновенно. Если судить по сайту группы, то она имеет большую историю аж с 1977 года, выступала с грандами тяжелого рока, в 91-ом выпустила даже пластинку на фирме «Мелодия», а потом распалась. Ничего о группе «Аттака» ваш покорный слуга не слышал, хотя часто захаживал в те годы на концерты «Черного обелиска» и прочих «Э.С.Т.»-ов. Важнее то, что ничегошеньки нового по отношению к классической «Арии» и вот теперь еще к «Кипелову» уважаемые поседевшие музыканты не родили. Тот же Кипелов, только менее голосистый. И тематика песен та же: рай или ад. Сыграно все крепко, да скучно. Оригинал-то всегда интереснее.

«Середина дня» удивили вначале бодрыми запилами мандолины. Завод прошел очень быстро, и начались серые будни середины дня. Музыканты как-то вольно скачут по темпоритму, ничем не оправдывая такие смелости. Вокалист колдует около микрофона, и первичная лиричность сменяется вторичным унынием. Такое ощущение, что мир беспросветно черен. Настолько черен, что и петь-то про него не хочется. А если петь... «Где-то там...» - многообещающе повторяет многократно вокалист «Середины дня», напуская неимоверной загадочности. Очень скоро загадочность переходит в обыкновенную скуку. А материал не настолько хитовый, чтобы разбудить задремавшего.

Еще одна московская полу-легендарная, в боях познавшая радость побед. Группа «Iridium» с 1999 года регулярно выступает по всем московским клубам. Ощутимого успеха ребята не добились, но ищущий да обрящет. Играет «Iridium» мелодический рок, вокалист поет неожиданно высоким для его комплекции голосом, и вначале кажется, что материал силен. Но вот один штамп пролетел в проигрыше, другой штамп – в припеве, и вот уже много штампов наваливаются грузной массой и начинают душить за горло. В сочетании с плохой дикцией, не дающей возможности понять тексты, - никакого шанса для победы в конкурсе.

Самую большую поддержку у зрителей, бывших в клубе «Б-2», снискала группа «КРИК». Судя по переговорам фанатов, голосивших мне прямо в ухо, все они учатся в доблестном московском авиационном, и пришли поддержать сокурсников. Дело похвальное. Но сами музыканты не соответствовали энтузиазму фанатов. Начли они играть некое инструментальное вступление. Уж как-то подзатянулось оно, не блистая виртуозностью, а музыканты все играют его. Уж заждались фанаты, а оно все играет, и оказывается... инструментальной пьесой! Зачем, почему? О чем думали те музыканты, не духи ли Джимми Хендрикса привиделись им? Чу, чу... Партия была проиграна, еще не начавшись. Потом, конечно, вышел холеный мальчик и спел что-то якобы пост-панковское. Но и мальчик был неубедителен в своей мизантропии, и музыканты наотрез отказывались лелеять вселенскую скорбь вместе с ним.

Пермская «BLOW» показала фирменный грандж. Лысый такой чувак (уж простите за лексику, но иначе не скажешь точнее) с дредами на макушке скакал, как заведенный по сцене. Музыканты прилежно играли то, что слышит каждый, включивший канал MTV ночью. Немного RHCP, немного еще чего... Уже за качество звука было необходимо дать им премию. Энергичная подача, харизматичный солист. Ребята, именно это и нужно жюри, неужели не понятно?! Путевку в финал они получили совершенно заслуженно.

А вот москвичи «ESCAPE» чуть-чуть не дотянули до уровня. Вокалист группы поет очень страстно, даже томно. Что производит впечатление на дам, как я заметил. Но поет по-английски. И дамы его не понимают. Жюри же прекрасно понимает по-английски. И прекрасно чувствует две вещи. Если бы солист пел по-русски, это было бы стильно, по нашим-то меркам. Лагутенко, например, зашкаливает по пошлости и жеманности, однако считается у нас стильным. А по-английски получается вовсе не Guns N’Roses, а совсем даже Рики Мартин. Мне бы очень понравилась группа «ESCAPE» (если бы они по-русски пели), но для конкурса «The Global Battle of the Bands» они – люди бесперспективные. Так что соглашусь с мнением жюри, не давшего им путевку в финал. Нечего им там делать, на самом деле.

Группа с выморочным названием «nedosna» (будьте проще, и люди к вам потянутся). Ну ничего о ней определенного сказать нельзя. Кроме того, что они один-в-один копируют манеру игры группы «Сплин». У солиста группы даже пластика Саши Васильева. Но песни-то не сплиновские. Вместо всенародного «орбит без сахара» они поют «легкое порно». Неслабое отличие.

Питерская «рЭквием по мечте» (вот на какие извращения таланты-то уходят) запомнилась. Себя-то они позиционируют, как мелодичный рок. Но из положенных двух песен, сыгранных на конкурсе, явствует совсем иное. Группа явна склонна к жанру кабаре. Жанром-то и запомнилась, кроме наличия красавицы-клавишницы. Вокалист явно задушен эмоциями, у него перехватывает горло и он выдает на-гора пародийные речитативы. С одной стороны, это антипрофессионально для вокалиста. Так что ехать за победой на рок-конкурсе было опрометчивым поступком. С другой же стороны, зрителей-то эта игра захватывает. Они с удовольствием отгадывают музыкальные цитаты, даже подхватывают хором «Ой, полна моя коробушка». И жюри оценило. Помнится, в Москве было такое «Алхимическое кабаре им. Яна Потоцкого», которое также специализировалось на этом нервном жанре. Но сгорело от страстей.

Группа «Paradox» не выдала нам ничего сколько-нибудь парадоксального. Женский роковый вокал, фузовый гитарный ландшафт, английские тексты. Ну то есть даже зацепиться не за что, чтобы как-то описать. Теперь смотрим возможные требования жюри: самобытность, оригинальность. Так. Еще один упавший вниз...

«SUGARMAM» давно кочует по альтернативным площадкам Москвы. И будет кочевать. Потому, что не тянется к зрителю совершенно. Ребята играют громко, самоотверженно даже, но совершенно бессмысленно. Никаких эмоций их гитарные запилы не пробуждают. Энергичная рыжая солистка пытается компенсировать это своим вокалом. Но у нее тоже получается громко, самоотверженно и бессмысленно. Вокальными данными ей старых волков рока не поразить, а вот «Ночь нежна» можно было спеть понежнее. Весело нужно говорить веселее, а нежно – как?..

Группа «Ультиматум» сразила меня еще одним актом клонирования. На этот раз икнулось уважаемому многими панк-авторитету «Наив». Ранний «Наив» таким и был. Брызжущая энергия, аккорды мимо гитар, слова поперек микрофона. Теперь сей тяжкий крест несет группа «Ультиматум». Солист его даже внешне похож на юного Чачу Иванова. Музыка совсем не запоминается. Порадовал разве соло-гитарист, выдавший пару любопытных запила. Но для победы в конкурсе маловато будет.

А вот группа «BARLEY CORN» фантастически удивила. Начала с совершеннейшего кантри, прямо с соло на банджо. Продолжила плавно перетекшим в драйв софт-роком. Заканчивала выступление настоящим блюзово-гитарным ураганом. Многоголосие коллектива просто завораживает, поют-то все, и поют грамотно. Выделяется, конечно, солист Дмитрий Пушкарев. Очень красивый мужской вокал. Понятно, что серьезные музыканты, что выросли на «Yes» и «Creedence». Но как все органически переплетено, и как обыграно! Запомните это название - «BARLEY CORN», это высший пилотаж. По мановению руки солиста зал «Б-2», заполненный конкурирующими, собственно, музыкантами, оживал и начинал хлопать и пританцовывать. Работа с публикой поставлена на профессиональную основу. Пятиструнный бас играл вообще невероятные партии. Словом, финал этим мастерам был гарантирован. И очень оптимистично, что жюри не обошло их вниманием.

«Львиная дуля» долго готовилась к выступлению. Сначала пококетничали про то, что случайно вообще-то здесь. Потом вокалист-толстяк в майке с Че Геварой прочитал собственные стишки пошлого содержания про то, что он – не пидор. Ну и что, задал сам себе вопрос он. Запахло «Р-клубом». И точно, спустя две минуты последовало приглашение посетить этот незабвенный клуб на концерт «Лосьона», самой «Львиной дули» и прочих гигантов большого андеграунда. Понятно, что сказать что-либо про музыку данного коллектива – значит оскорбить уши читающего меломана. Поэтому вежливо опустим звукоизвлечения этой кляксы на полотне конкурса.

Казанская группа «Amalgama» явно приехала в столицу покорять «Наше радио». Ничего не скажу об успехе этой затеи. Но песни этого коллектива вполне попадают под определение русского рока в формате «НР». В меру мрачноватые, в меру литературоцентричные. Попугать «черной чумой» не удалось, сразу скажу. Музыки подобной нынче просто перепроизводство, выделиться из толпы надобно. А вот с оригинальностью у «Amalgama» что-то дифф-цит. Песни ни о чем и не для кого.

Наконец, завершала первый полуфинал конкурса московская группа «LIFE-N-JOY!» Прямо так, с восклицательным знаком. Тут можно говорить только про солистку. Энергичная англоговорящая девушка с сумасшедшинкой в горящих глазах затмила музыкантов за собою. Смотришь на нее, и ловишь ощущение, что находишься на вручении какой-то премии MTV в Лос-Анджелесе (не в Москве!). Что-то одобряющее говорила она зрителям (по-английски), чего они не поняли, но согласились ввиду заразительности. Поет она в диапазоне от хрипа до визга, что вполне характерно для американского женского панка. Но не российского. Можно сравнить ее с Пинк, или еще с кем-нибудь. Но понятно, что девушка перспективная, именно для конкурса «The Global Battle of the Bands»-2004. У нас она популярность поимеет только через Лондон или Лос-Анджелес. Никак иначе слушать среднестатистического меломана такую музыку не заставишь. А вот победишь там где-нибудь, в Лондоне, и пойдет сей меломан слушать непривычную жесткую музыку. А уж если еще балладу спеть...

Итак, в российский финал конкурса «The Global Battle of the Bands»-2004, который пройдет 3 ноября в клубе «Б-2», вышли группы «рЭквием по мечте» , «BARLEY CORN» , «BLOW» и «LIFE-N-JOY!». Схватка ожидает быть интереснейшей. А ведь к ним добавятся победители еще одного полуфинала 2 ноября.

Вадим Пономарев, Guruken.ru

Еще об этом