«Будущее», или главные ошибки начинающих музыкантов

Пара слов о фестивале. В Подмосковье три таких крутых спортивных центра. Парк Волен ничего пока музыке не дал, в Яхроме проводился фестиваль «Этнолайф» (после оглушительного провала в прошлом году пока ничего о нем не слышно), а в Шуколово второй год подряд проходит «Будущее». В первый год председателем жюри был Артемий Троицкий. Заявки подали 130 групп и энное количество бардов, у которых своя отдельная сцена и жюри.

Тут как туТ
Группа "Тут как туТ"

И вот – лето, отличная погода, пейзажи – красота. Сцена с приличным аппаратом стоит на краю пологой поляны. Ни дождинки. Самое время послушать эти 130 молодых групп, из которых я знаю только группу «Тут как туТ», частого клубного и фестивального гостя. Остальные имена покрыты мраком. У остальных членов жюри примерно такая же обстановочка, с той разницей, что они совсем никого не знают. Прекрасная ситуация – табула раса, равные исходные.

Рядом в жюри Дмитрий Широков, хорошо известный по телепрограмме «Музыкальные консервы», а ныне работающий на телеканале «Ля Минор». Тут же продюсер и идеолог фестиваля Юрий Гарин, певица ZажиGалка, редакторы радиостанций Jazz и Classic, и еще много профессиональных людей. Слушаем.

Будущее 2007
Из-за столика жюри

Пункт первый

И вот какая штука замечается. При конкурсном прослушивании первым делом бросается в глаза (точнее, в уши) несовершенство ритм-секции. Что несмазанная телега – колбасится ритм-секция у многих групп из стороны в стороны, виляет попой, как проститутка на Ленинградке. Басист весь в своих гениальных ходах, ударник хочет посмачнее отдубасить долю – и не сливаются они, хоть плачь.

И все – группа целиком сливает.

Я не очень даже уверен, что многие музыканты понимают про себя эту простую вещь. Если ты поешь, как Фредди Меркури, то у тебя еще есть шанс быть оцененным под такую несмазанную тарантайку. Во всех остальных случаях – ритм-секция решает все. Назову для иллюстрации пару названий – «Квазар», «Лучший вариант» и т.д.

Это самая распространенная болезнь, вне зависимости от стилистики. Русский ли рок, альтернатива – без разницы.

На фестивале
На фестивале "Будущее 2007"

Пункт второй

Еще одна проблема – это вокалисты (-стки). Самые драйвовые песни можно загубить невнятностью и зажатостью фронтмена. Стоит такой чудик, петь не поет, а волком воет. И думаешь – ах, если бы ритм-секцию Никанора Ивановича да приставить к вокалу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанное, какая у манеры поведения Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще гитарной мощи Ивана Павловича — мы бы тогда тотчас же решились назвать победителя. А теперь — поди подумай!

Вокалисты совсем безголосые. И это было бы еще ничего, если бы они умели владеть тем, чем их Господь-батюшка одарил. А ведь им этого и в голову не приходит, - что надо учиться петь. Это удручает. А вот радует то, что глаза горят у людей, и что они хотят петь! Этого огонька желания давно нет у многих рок-звезд второго эшелона. Проблемы с вокалом подвели такие группы, как «Фрактура» (неудачно копировавшего Роберта Планта) и «Просто Мария».

Собственно, этими двумя простыми вещами я бы и ограничился. Потому что остальное значит куда меньше и встречается куда чаще – инструментальные лажи, неуклюжести аранжировок, текстовые ляпы…

Гаина
Валерий Гаина показывает мастер-класс

И о тенденциях

Время неуклонно движется к тому, что надо уметь играть музыку. Музыку!

Даже если у молодого музыканта отличные глубокие тексты, то никуда он не вылезет, если у него дохлая ритм-секция и невнятный вокал.

Вот такие тенденции сейчас. По мне, очень хорошие тенденции. Вошел в цену музыкальный профессионализм. Насколько все крепко сыграно и насколько артистично спето. Такое время.

Еще для себя отметил группу «Сафари» - за нестандартное музыкальное мышление и драйвовый профессионализм. Чем-то напомнили они «Вежливый Отказ», только с женским вокалом.

А еще на свежем воздухе «Будущего» приятно слушать сеты больших мастеров – Валерия Гаины (экс-«Круиз»), Игоря Куприянова (экс-«Черный Кофе»), Дмитрия Болотова и Геннадия Богданова (экс-«Русские»).

Словом, соединение формата опен-эйр с рок-конкурсом (в отличие от других фестивалей) и выступлениями хедлайнеров показалось мне перспективным. Наверное, в следующем году съезжу туда еще.

Гуру КЕН, для "Наше Радио"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru

Еще об этом