Иосиф Кобзон окружил себя комсомольцами

Иосиф Кобзон и вокальная группа «Республика» дали в театре Эстрады большой совместный концерт «Из истории Советской песни», на котором золотой фонд советских песен должен был обрести новую жизнь. Однако планы сильно разошлись с реальностью.

На пресс-конференции перед концертом мэтр отечественной эстрады не скупился на похвалы в адрес «Республики». Он называл их продолжателями большой советской эстрады, восхищался восприимчивостью к поэзии великих песенников и пророчил юным вокалистам большое будущее. Для вокальной группы, единственное достижение которой – приз прессы на первом конкурсе «Пять звезд» в 2005 году, это более чем шикарный аванс.

Иосиф Кобзон и группа Республика
На пресс-конференции перед концертом мэтр отечественной эстрады не скупился на похвалы в адрес «Республики»

Однако течение концерта так и не дало ответа, чем же, собственно, руководствовался Иосиф Кобзон, расточая столь щедрые похвалы.

Почти половина зала пришла по бесплатным приглашениям, но и это не смогло помочь собрать аншлаг. Да и те старушки с крашеными чернилами волосами и крепкие мужчины в гражданских пиджаках – пришли прежде всего, чтобы послушать самого Кобзона. Светлана Моргунова проговорила нечто пусто-формальное, и концерт начался с фокстрота «В парке Чаир».

Иосиф Кобзон поет по-прежнему великолепно. Выпуклая фразировка, отменное интонирование, лучистая душевность все еще крепкого голоса. Ему трудновато брать верхи, и он почти не заходит в верхний регистр. Звенящая сталь в голосе уступила место теплой меди, и Кобзон аккуратно рассказывает истории песен, напоминая этим вдруг великих мхатовских актеров.

Роль «Республики» менее очевидна. Они выступают в качестве бэк-вокала, который еще то и дело приплясывает. У Кобзона было много бэк-вокалистов, и «Республика» не кажется сколь-нибудь лучшими из имевшихся. Режиссер Егор Дружинин придумал им всякие танцы вокруг малоподвижного Кобзона – на «Любушке-голубушке» они танцуют нечто этнографическое с платками, например.

Иосиф Кобзон и группа Республика
Роль «Республики» менее очевидна. Они выступают в качестве бэк-вокала, который еще то и дело приплясывает

А в центре внимания, конечно, Кобзон:

- Когда я был в том возрасте, что сейчас «Республика», я общался с Утесовым. Как же мне было интересно! Он садился на кресло, которое теперь хранится у меня, и рассказывал очень интересно.

Кобзон тут же припомнил известную байку про то, как он впервые участвовал в вокальном конкурсе, в жюри которого был Утесов. Спев патриотический «Атомный век», он принялся расспрашивать за кулисами, какого мнения о нем Утесов. Ему передали фразу Утесова: «Бог дал ему голос, и послал его…»

Через десять лет Утесов уже был тамадой на свадьбе Иосифа и Нелли, и публично покаялся перед Кобзоном: «Извини, я был неправ».

Иосиф Кобзон
Через десять лет Утесов уже был тамадой на свадьбе Иосифа и Нелли

Тут же прозвучало попурри из песен Утесова. Начали с военных («Жди меня», «Землянка»), продолжили обратившимся в кантри «Васей Крючкиным», завершили шуточным «Все хорошо, прекрасная маркиза».

Наконец, Кобзон ушел передохнуть, и у «Республики» появился шанс показать себя полноценными артистами. Однако блок народных украинских и русских песен продемонстрировал, что сама «Республика» не способна пока вырасти с роли подпевал. Перед зрителями остались все те же невесть зачем небрежно пляшущие бэк-вокалисты, со стертыми индивидуальностями и блеклыми голосами.

Ушел Кобзон – некому стало петь.

Сольные партии пропеты молодыми артистами так, как поют ученики на экзаменах в музыкальном училище – технически верно, но без интонирования и без души. Вместе с инструментальной группой получился комсомольский ВИА советских времен, не имеющий ни малейшего шанса пройти строгий худсовет тех же времен. Пожалуй, добрейший Иосиф Давыдовыч перестарался с авансами.

«Стою на полустаночке» - поют девушки, и слова… мешают им петь! Они словно не понимают их смысла, давятся в многочисленных согласных, и ждут длинных нот, чтобы «показать голос». И «показывают» довольно заурядный свой голос. Не спасают вычурные инструментальные аранжировки. Даже на чудесной песне Аллы Пугачевой «Цыганский хор» (недавно с блеском спетой ею на своих прощальных сольниках в Кремле) «Республика» отчаянно беспомощна. Она демонстрирует, как звучали бы песни АБП, если бы их пела обычная заурядная певица, а не Пугачева. Шаблоны и серость.

Затем вышел детский хор «Великан». С каких-то пор стало модно таскать детей на сборные концерты с тем, чтобы они открывали рот под записанные заранее фонограммы. Дети, открывающие рот под фанеру и делающие «ручкой», смотрятся унизительно. Но моде этой нет конца, и свою долю умилительных улыбок в зале бедные дети все же собрали.

И вот, наконец, начался блок сольного Кобзона. То, ради чего пришли зрители. Ушла беспомощная «Республика», ушли обещанные «панки в белых смокингах» (музыканты эстрадного оркестра «Чемпионы», среди которых барабанщик с панковским хохлом на голове). Остались только Кобзон и его многолетний аккомпаниатор Алексей Евсюков.

Иосиф Кобзон спел фантастический сет.

Артист почти не двигался. Но его голос рисовал картины военных голодных лет, напоминал о дружеских застольях («Посидим по-хорошему»), обрисовывал нелепый производственный романтизм («ЛЭП-500»), чертил скупые мужские признания в любви («Я вас люблю, и думаю о вас»). Только голос и переливающиеся волны арпеджио клавишных Евсюкова.

«Я прошу, хоть ненадолго…» - запевал Кобзон трогательные строчки из «Семнадцати мгновений весны», и в его глазах читались переживания тоскующего по любимой.

Среди подносящих многочисленные букеты цветов обозначилась композитор и поэт Ирина Грибулина, и Иосиф Кобзон тут же спел для нее незапланированную «Доченьку», а потом рассказал:

- Она написала эту песню, когда моя дочка выходила замуж. И у нее родились три дочки. Так что если хотите внучек – попросите Грибулину написать песню.

В финале концерта снова вышла «Республика» и спела с Кобзоном тот хит, с которого началось сотрудничество – «Платье». За клавиши сел улыбающийся автор песни Александр Морозов. И после исполнения Морозов горячо обнял Кобзона, и сказал ему спасибо за проникновенное исполнение песни. Кстати, на пресс-конференции руководитель «Республики» Андрей Пряжников признался, что эта старая песня заинтересовала его своим внутренним эротизмом и обнаженной натурой, поскольку в тексте поется: «Нечего надеть, что ни говори, Не нравятся платья, Буду надевать с ног до головы Я тебя в объятья». Примерно на таком уровне понимания «Республика» и подпела великому Иосифу Кобзону.

После попурри из советских песен Кобзон, словно прислушиваясь к своим ощущениям, заметил:

- Неслабые песни писали в наше время! Как Алла Борисовна Пугачева и София Ротару спели «Нас не догонят», так и мне хочется сказать молодым – догоняйте эти песни!

Завершили первый за продолжительный промежуток времени сольный концерт Кобзона любимые многими поколениями «Московские окна» и «Подмосковные вечера».

Гуру КЕН, для NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд

Комментарии

А мне концерт

А мне концерт понравился и всей моей семье тоже. Мы очень рады, что побывали на нем и не зря потратили деньги и группа Республика пела очень хорошо. Для меня они были открытием в этот день. Они молодцы лишь только потому что взялись за это. Александр

Доброго

Доброго времени суток. Я – Андрей Пряжников, продюсер группы «Республика» и проекта «Из истории советской песни». Ложку дёгтя видишь как-то сразу. Вот и я, ни о чём не думая, клик, и наткнулся на эту чудную рецензию! Не буду комментировать отношение автора к группе «Республика», в конце концов, журналист имеет право на свою точку зрения, ну, не понравилось ему, ну, что тут поделаешь… Позволю себе несколько реплик безотносительно нашего «беспомощного» творчества. 1. Эко Вы высокомерно «проехались» по старушкам, «крашенным чернилами»! А Вы знаете, кто эти старушки?! Это были наши гости, представители дома ветеранов сцены, бывшие актрисы, балерины, гримёры… Ну нет у них денег ни на билет «на Кобзона», ни на Jacques Dessange… А тут, значит наш Гуру изволил простебаться… Кстати, то, что Народный артист СССР И.Д.Кобзон (не группа «Республика», конечно же), собрал по билетам лишь чуть больше ползала – это не проблема И.Д. Кобзона. Это проблема публики. Кобзон – человек-эпоха, супер-профессионал, мега-талант (даже мистеру Кену понравился!). Чтобы насладиться его творчеством, по идее, за билетами должна быть драка, и те, кто были на его концерте – счастливчики (в том числе и Вы, с которым пригласительным поделился, кстати, я…) 2. Не забыл наш Гуру походя пнуть и детей (ну чего ждать от журналиста с таким самоироничным творческим псевдонимом!). Детский хор «Великан» (где поют дети от 3-х до 7-ми лет) посмел спеть целую песню под фонограмму!!! Какой позор, какое унижение, все в шоке. То, что «обожаемая» Вами «Республика» два часа пела «в живую» сложнейшую партитуру, да ещё и «приплясывала» (терминология первоисточника), этого Вы – беспристрастный наш судья, хотя бы ради приличия, не потрудились заметить... А детки эти смешные на своих концертах вполне выдерживают 30-40 минут пения и без фонограммы, и без микрофонов. А в этой программе их выступление было просто доброй шуткой, которая, кстати, прошла «на ура!» (все смеялись, кроме Вас). И не хотелось её «размывать» возможными погрешностями в озвучании или волнением ребят, которые точно, как увидят такого страшного дядю «Кена», так и описаются от страха, не то, что слова забудут! 3. В Вашем ЖЖ Вы также изволили выразить недоумение, что зал встал во время песни «Офицеры». Ну, тут уж что сказать… Иосиф Давыдович десять раз был в Афганистане, каждый раз рискуя жизнью, в Чечне… Да и «Республика» частый гость в армии и на флоте. А там всё по-другому, Вадим, там всё совсем по-другому… А Вы, как и в двух предыдущих случаях, мало того, что «не в теме», но ещё и безаппеляционны, высокомерны и некорректны. Упражняетесь, значит, в сарказме на стариках, детях и военных. «Гуру», одним словом. Слава Богу, главная мишень Ваших упражнений не они, а группа «Республика», и вот тут я от комментариев воздерживаюсь. Журналист имеет право на своё мнение, даже если он предвзят и непрофессионален. И всё же у меня найдётся для Вас доброе слово, Вадим. Если мой комментарий вызовет у Вас не желание ещё раз «размазывать» кого-то по стенке, а здоровое чувство стыда и неловкости за свои просчёты, то ещё не всё потеряно! Кеном (будем реалистами) Вам уже, конечно не стать, а музыкальным Гуру со временем – почему нет! Чего я Вам от всей души и желаю. Андрей Пряжников (точно не Далай-лама и не Брэд Питт)

Ну собственно,

Ну собственно, вы исчерпывающе все изложили. Кобзон - великий, дети не виноваты, Республика - без комментариев. Гуру Кен.

Еще об этом