Умка: Реальность, в которой я живу - это и есть самая что ни на есть реальность

Недавно у Умки сменился состав, ушло сразу два музыканта, пришли новые.

Перед презентацией нового состава, которая пройдет 12 февраля в московском клубе «Шоколадная Фабрика», Умка рассказала о том, как все произошло и кто же пришел играть в «Броневик».

Умка
Умка

- Что случилось, почему из группы разом ушло столько музыкантов?

- А сколько "столько"? Ушел один только барабанщик. Басист ушел прицепом, потому что для меня они существовали как сцепка, как ритм-секция. Но, как выяснилось, пока я болталась за пределами нашего отечества, они как-то непоправимо поссорились, тем более барабанщик нашел себе два проекта, в которых успешно зарабатывает. По крайней мере, так он мне сказал. Пока я болталась по заграницам в надежде "переждать войну" (очень наивная девочка) или хотя бы связанный с ней энтузиазм (вот это почти удалось), развал, намечавшийся меж нами уже давно, наконец получил окончательное оформление. Да и то сказать, на чистом энтузиазме так долго протусоваться сложно. Я, конечно, нормально им платила за концерты, но в последнее время концертов было мало. Сначала у басиста рука поломалась, и он год ее лечил, потом я лечилась от гепатита в Германии, и все ждали меня, потом вроде подняли группу, стали играть концерты, но тут началась война и спутала все карты и внесла полный разгром в мое самоощущение. Я только сейчас начинаю по кусочкам собираться из руин.

Ну и вообще, двадцать лет вместе - большой срок, и так, я считаю, мы сделали максимум в смысле поддержания человеческих отношений, вон «Роллинги» вообще в разных гостиницах останавливаются. Мы с ними даже не ссорились, просто в одночасье стало ясно, что всё, назад дороги нет. Все это мне барабанщик очень понятно и лаконично сказал в нашем последнем телефонном разговоре. То есть у нас новая ритм-секция, мы-то с Борей Канунниковым остались вместе во всех смыслах, нам друг от друга никуда, думаю, не деться.

- Итак, кто теперь еще играет в "Броневике"? Где они играли ранее?

- Боря Долматов на второй гитаре, Артем Рябов на басу, Андрей Панкратов на барабанах. Борю мы хорошо знаем еще по "Форпосту", хотя с тех пор много лет не виделись. Боря наш, Канунников, давно подумывал о втором гитаристе - некоторые вещи на одной гитаре не сыграешь, а я, конечно, очень хорошая, но не в качестве гитариста. И Долматов как раз был главной кандидатурой., то есть мы еще в "Броневик" его хотели кооптировать. А тут получилось - он сразу отозвался и басиста привел, а басист оказался чрезвычайно толковый. Панкратов тоже практически первым отозвался по интернету, он раньше играл, я знаю, с Радой, сейчас играет иногда с Петровичем, ну и в других каких-то проектах, я, честно говоря, пока не очень вникала.

Интересно, что они моментально срослись как влитые, как будто всю жизнь вместе играли, для меня это было удивительное и радостное открытие. Это люди одного поколения, ровесники Бори Канунникова, а при всех различиях личной человеческой и музыкальной подготовки это все же важно.

- Можно сформулировать общие принципы, по которым вообще могут подбираться музыканты в "Броневике"?

- Там важно попасть в довольно узкий зазор между "левым" и "отъехавшим". "Левые" - посторонние, они вообще не врубаются по разным причинам, тоже, кратко говоря, человеческим и музыкальным. А "отъехавшие" - они, конечно, свои, но дело с ними иметь нельзя, они в социальные рамки не вписываются. Концерты, репетиции, дорога, какие-то взаимные договоренности - все это требует вменяемости, а вменяемость при таком режиме, да еще при ярко выраженных музыкальных способностях сохранить довольно сложно. Ну и, конечно, важны какие-то общие музыкальные приоритеты - не буду употреблять сомнительное слово "вкусы". Ну то есть человек не должен спрашивать, как нас однажды спросил один парень, "кто такой Кинг Кримсон", то есть дело не в "Кинг Кримсоне" как таковом, а просто, ну, музыку надо слушать с детства и навсегда, жить этим...

- Когда и где можно будет услышать новый состав?

- 12 февраля в "Шоколадной фабрике". Хотя чем ближе эта дата, тем стремнее: а вдруг погорячились, забивая такую скорую дату? А с другой стороны - чего тут рассусоливать, три аккорда - и поехали. Но кто в курсе, понимает: простота эта совсем не так проста, как кажется, и залажать ее - нефиг делать.

- Нет ли ощущения, что в андеграунде произошло мощное расслоение по поколениям? С одной стороны, юные хипстеры, с другой - те, кто начинал в 80-90-е. А других уже просто нет?

- Чего-то мне кажется, что разговоры о хипстерах сильно преувеличены. Я не знаю ни одной хипстерской группы. Может, я просто не смотрю по сторонам? Но на базе, где мы репетируем теперь, все как 15-20 лет назад: с одной стороны плямкают авторскую песню, с другой - рычат звероподобный дет-метал, то и другое равно беспомощно. Так что насчет расслоения я ничего не знаю.

- Вопрос о хиппи, поскольку именно в этой среде бренд Умка и зарождался. Что с ними сегодня, на ваш взгляд? Верно ли, что обуржуазивание страны уничтожило самый стиль жизни хиппи - коммуны, бессребреничество, флэты, трассу, free-love, нонконформизм?

- Я так часто отвечала на этот вопрос, что у меня уже мозоль в мозгу на этом месте образовалась. Не вижу я никакого обуржуазивания страны. Москвы - да, возможно, и то - только по верхам. Страна почти не изменилась. Верхушка живет значительно богаче основной массы: раньше это был партаппарат, потом бандиты, ну а дальше сам знаешь, я не народная вития и не буду на эту тему распинаться. Фрилав - дело возрастное, разве что теперь им положены презервативы, а то можно нацеплять хрен знает чего, потом расхлебывай. Вместо коммун-флэтов - интернет...

Да и коммун так называемых полно, я то и дело встречаю такие образования в своих разъездах по стране, люди просто живут кучками, снимают вместе квартиры... Разве что торчать стали меньше, то есть наркотики переместились в низшие, беднейшие, малообразованные слои, прекратились из знака особой отмеченности в обычную дурную привычку типа водяры. Может, так оно и правильнее, и отражает общемировую тенденцию. А автостопом народ ездит в полный рост, кстати.

- Не могу не спросить про Крым. Как ты относишься к присоединению Крыма к России? Исчезнут ли Коктебель, Симеиз и другие культовые андеграундные местечки в их нынешнем виде?

- Конечно, исчезнут. Или не исчезнут... Да они в том виде давно уже исчезли, Вадик. Ты сам-то давно там был?..

- После самоуничтожения "Пустых Холмов" осталось не так много летних фестов, где можно услышать неформат в своей культурной среде. Каковы планы на лето, где можно ждать выступлений?

- Между прочим, в прошлом году "ПХ" были, только их не так афишировали и, как результат, они были просто меньше. Очень надеюсь на их возрождение. Есть другие подобные фесты: "Чаща всего" и др. - и я стараюсь по возможности в них участвовать, но пока что по уровню организации до "Холмов" они не дотягивают.

- И все же. Эфирное радио для Умки закрыто, интернет не дает аудитории и тем более денег. Какой выход? Закрыться в раковине или создавать альтернативные каналы коммуникации: сообщества, фестивали, параллельную реальность?

- Вот мне нравится эта формулировка: "закрыто", и к тому же еще в третьем как-то так лице, типа вроде есть какая-то Умка, и вот такая у нее беда: радио закрыто для нее, что делать будем... да нет, даже и поделать ничего нельзя, закрыто... Интернет дает аудиторию. Я не люблю интернет, мне без него жилось лучше, но не могу не признать его полезности в смысле распространения информации. Написал стишок, вывесил, к вечеру уже все, кому интересно, не только прочли, а еще и высказались, все время идет такой живой мониторинг. Опять же захотел концерт сыграть, два нажатия кнопки - и готово, процесс пошел. Не то что сидишь часами на телефоне, а еще когда и трубка на веревочке, и обзваниваешь всю чертову телефонную книжку.

Закрыться в раковине - это не ко мне, успею еще в раковине належаться. Я деятельная натура. Фесты организовывать - это не ко мне, а вот саму себя на саночках катать - это да, это теперь возможно. Мне кажется, реальность, в которой я живу - это и есть самая что ни на есть реальная реальность, а то, что происходит на каких-то там голубых во всех отношениях экранах, мне глубоко параллельно, я даже не знаю, как их всех там зовут. Ха, позавчера тут ехала на поезде в Пермь, словила беседу двоих пожилых дядек. Они пили чаёк, а я лежала на полке и слушала. И один другому на серьезе сообщил, что в шестидесятые годы какая-то там вот эта вся музыка, ее на самом деле не было, это все был такой обман зрения. К сожалению, они быстро съехали на Крым и развивать эту тему не стали, а жаль.

Гуру КЕН, для Хиппи Портала

Еще об этом