Игорь Саруханов: Сбитые летчики? Это хамство!

13 февраля Игорь Саруханов, автор таких хитов «Лодочка, плыви», «Дорогие мои старики», «Скрипка-лиса» и многих других, презентует новый альбом «Черные, белые полосы» в московском клубе «Альма-Матер».

14 февраля аналогичная презентация пройдет в питерском «Чаплин-Холле».

Среди песен нового альбома есть одноименная песня «Черные, белые полосы» и песня «8 марта», которые уже были в ротации на радио. На концертах прозвучат новые композиции с альбома «Черные, белые полосы» и главные хиты Игоря Саруханова.

Поздравить артиста с выходом нового альбома в клуб «Альма-матер» придут группа A'Studio, Ирина Ортман, Александр Маршал, Илья Зудин, Батырхан Шукенов, Виктор Салтыков, Алексей Глызин, Владимир Кильбург, Егор Титов, Николай Трубач, Александр Иванов и другие.

Игорь Саруханов
Игорь Саруханов

- Вы уже выложили несколько песен из будущего альбома в интернет. Кажется, стилистика песен почти не изменилась?

- Немного изменилась. Не могла не измениться, потому что разные люди создавали аранжировки. У «Алых парусов» было два аранжировщика – Михаил Иванов и Александр Коновалов. Загруженность Коновалова побудила меня искать новых ребят. Я люблю работать с новыми людьми, чтобы не замыливалось ухо.

Я работаю просто – слушаю аранжировку и говорю, нравится мне или нет, или что-то надо поправить. Аранжировка – это бас, барабаны, клавишные, гитары – тут играю я или иногда для разнообразия прошу сессионных музыкантов. Например, у меня четыре гитариста, два барабанщика… У меня есть постоянный состав, но в записи могут играть не они. Все для разнообразия! Художник делает то, что хочет! А для концертов они почти один к одному «снимают» партии из студийной записи.

Вот хочу использовать еще и плейбек на концертах. Экономическая составляющая не позволяет мне возить на гастроли коллектив из 12 музыкантов, могу не более семи.

Игорь Саруханов - «Черные, белые полосы»
Игорь Саруханов - «Черные, белые полосы»

- Что нового в новом альбоме?

- Написал его вместе со своим другом и поэтом Александром Стрижковым менее чем за год. В общей сложности, вместе с моими стихотворениями, у нас скопилось 24 песни, которые я сразу записал. Из них 13 я скомпоновал так, чтобы они подходили друг к другу по стилистике, и они вошли в новый альбом. Так что еще около 11 песен осталось на будущее.

Одну из песен я посвятил памяти своего друга Сергея Дроздова, умершего недавно. Стрижков написал такой текст, что у меня сразу возникли ассоциации с ВИА «Синяя птица». Да и куда деваться – я же там работал гитаристом несколько лет. Сразу проявилось – музыка 70-х, игра на танцплощадках… Но в этот альбом она не вошла. Он рано умер. Я ездил к нему недавно в Тамбов, где он построил себе целый дом. Мы с ним заразились друг от друга коллекционированием гитар и вообще музыкальных инструментов. Как-то узнали, что кто-то продает свои гитары – тут же примчались, покупали их. А потом ему надоело покупать гитары. Сидишь в eBay, думаешь – а Телекастера 62 года у меня нет…

Была такая история. Мастер гитар Хироши Кидо умер в 90 лет в 1999 году, он создал из доски старого камина 6 копий гитары Red Special, на которой играет Брайан Мэй. А Брайан Мэй выдает разрешения на изготовление таких гитар. Так вот, у меня его гитара, которая сделана из цельного махагона, хотя Мэй делал полые гитары. То есть она сделана еще до встречи Кидо и Мэя! Так вот, одна из этих шести гитар находится у Брайана, одна – у меня. И тут меня «Авторадио» пригласило меня на встречу с Мэем. Мы с ним подружились. Он сыграл на ней…

- Сколько у вас гитар в коллекции?

- Кажется, 48 гитар. Каждая гитара – это свой звук. Есть у меня, например, коллекционный Стратокастер – номер 11 из 12 выпущенных экземпляров. Есть гитара Strat первого года выпуска. Я сейчас серьезно занимаюсь проблемой оценки своей коллекции. Нужен мастер, который имеет право выдавать документ о стоимости. А то я и цену ее не знаю.

- Зачем же вы при сведении песен так утапливаете звук своих драгоценных гитар, что соло почти не слышно?

- Может, показалось? Мы могли выложить немастеренные варианты. Но мы вообще не стремились сделать гитарный альбом. Вот следующий альбом я хочу сделать барабанно-гитарно-органным. Чтобы Hammond звучал – классика, вечные звуки. Вернуться к эстетике «Маскарада» и «Зеленых глаз», как я люблю.

- Зачем звезды 70-х годов частенько делают утяжеленные аранжировки своим в целом попсовым песням?

- Мне кажется, что аранжировки тех лет вообще лучше не менять. Они пропитаны духом времени. Мы пели, как пели. Играли, как играли. Жили, как жили. Сейчас молодые даже не могут представить себе, как тогда звучали песни на концертах – потому что остались только студийные записи. Между саундом студии «Мелодия» и живым концертом тех лет – кардинальная разница. Сцена – большое пространство, в отличие от небольшой звукоизолированной студии. Даже когда пытались записывать концерты, - снимали звук с пульта, а микрофонов в зале не было – а именно там звучит то, что звучит.

А рок это или не рок?.. Если с нами играет барабанщик, который воспитывался на Led Zeppelin, руку ставил на их песнях, - как же это не рок? Вот группа «Круг» была рок-группой. Не хард-группой, но рок-группой. У меня эстетика игры на гитаре роковая, а не эстрадная и не джазовая.

- Почему вы, собственно, не пошли по пути полноценного рока, раз воспитывались на «Битлз»? Это синдром «Синей птицы»?

- Нет, это моя суть. Я очень люблю медленные песни. У меня всегда их было больше. Поэтому меня обозвали конченным лириком. Хотя недавно поймал себя на мысли, что за полчаса концерта у меня всего два медляка…

Есть даже такой термин в народе – «сарухановщина». Мне приходит в голову мелодия, я беру ее своей аппликатурой, и звучу именно так, как я звучу.

- Но Scorpions не называют себя поп-роком.

- А что такое поп-рок? Популярный рок-певец. Да я и не называю себя рок-певцом. А кто-то взял и написал в Википедию: поп-рок-певец. Я и в метале могу сыграть. Но зрители привыкли, что в песне Саруханова есть история, есть мелодия.

Мои песни приносят мне деньги 20-30 лет. Можете себе представить? Когда я писал «Скрипку-лису», я не думал, что она будет приносить мне деньги вот уже 18 лет. Когда я ее записывал, вложил в нее порядка 60 тысяч долларов. Недавно спросил у своего молодого директора, стал бы он снимать клип в трех странах, если бы я сегодня написал «Скрипку-лису». Он не стал бы. Он считает, что надо вкладываться только в «быстрые» песни. Но этот медляк всем медлякам медляк!

«Зеленые глаза» я написал 28 лет назад! Она 28 лет приносит деньги. Вот как!

Есть такой нюанс, что идешь на концерт Пола Маккартни, и боишься, что он будет петь новые песни. Может быть, и от меня не ждут больше новых песен, чтобы не разочароваться? Но тогда – творческий застой. Я не могу, как Юра Антонов, - 20 лет ни одной новой песни. Как это?! Но я слушаю его концерты, и я всем доволен, меня все устраивает… Может, и мне не стоит писать новых песен?..

- На корпоративах вы играете новые песни?

- Иногда играю. Скажем, из «Алых парусов» просят что-то спеть. А что такое старые песни? 10 лет назад – это старая или новая?

Нельзя выдавать людям песню, в которой тебя что-то не устраивает. Надо обязательно доделать ее, сделать все так, как надо – чтобы ты сам спал спокойно. Если сомнения – лучше не выдавать ее.

- У вас бывает ощущение, что песня станет хитом?

- И да, и нет. Я не думал, что «Каракум» или «Позади крутой поворот» станут хитами. Вообще не подозревал об этом! Чтобы Вески больше 30 лет пела ее… У меня так: первое ощущение, что да, станет хитом. А потом – сомнения. Но первое слово дороже второго.

Обычно, когда песня попадает в десятку, сразу возникает ощущение, что где-то это уже было. Тут важно не обманывать себя.

- Это действительно так. Большинство новых хитов – слегка переосмысленные старые хиты. Новое ощущение старой мелодии. А было наоборот – казалось, что песня станет хитом, а она не стала?

- Мне кажется, что «Черно-белые полосы» не станут хитом. Хотя ее автор Александр убеждал, что она станет хитом. Мне кажется, что не стала. С февраля начнутся туры – посмотрю на реакцию зрителей, может, ошибаюсь.

- В 90-е годы многие ВИА распадались, солисты начинали сольную карьеру. Сейчас, наоборот, время реюнионов.

- Это все было вынужденно. Но у меня все иначе. Если я представлю себя гитаристом группы «Круг», соберу тех музыкантов и начну чесать концерты как группа «Круг» - это будет коммерчески выгодно. Люди плачут, когда слышат у меня на концертах песни группы «Круг».

Так и люди собираются, чтобы не дать песням умереть, и самим подзаработать. Живут же «Самоцветы», и все у них хорошо.

Я не могу жить только старыми песнями. Приезжаю с утомительных гастролей, мгновенно засыпаю, а через пять часов подскакиваю и сажусь писать песню. С небес приходит SMS. Утром берешь в руки гитару, и сама собой приходит мелодия.

Как получилась песня «Дорогие мои старики»? У меня тяжело болел отец, лежал в больнице. И вот приходит ко мне домой Симон Осиашвили, кладет листок с текстом. Я смотрю на первые строчки «Постарели мои старики…», и сама появляется мелодия, как будто она уже была здесь. Я ничего не сочинял!

Или песня «Желаю тебе». Дело было в Прибалтике на гастролях, включаю телевизор, там программа с поздравлениями. Стоит маленький мальчик и говорит: «Я своей маме желаю из тысячи игрушек одну, самую мягкую». Я вырубаю телевизор, и через десять минут готова «Желаю тебе из тысячи звезд…» Воистину устами младенца!

- У вас были случаи, когда вы записывали песни только после долгого исполнения на концертах, как это делает, например, «Пикник»?

- У меня было наоборот. Мы в группе «Круг» записали альбом, и долго не пели эти песни – ждали, пока кассеты дойдут до зрителя. И вдруг как пошел шквал звонков!

Альбомы я выпускаю раз в полтора-два года. Чтобы я сначала долго пел, а потом записал, - нет, для меня это нехарактерно. Я люблю, чтобы зритель слышал уже знакомые ему песни. Тогда совершенно другая атмосфера в зале! Отходишь от микрофона – а они поют сами!

- Это правда, что новый альбом вы будете продавать только на своем сайте и на концертах?

- Я подписал договор с «Монолитом». Лейбл по моему заказу отпечатает диск, и еще возьмет что-то на дистрибуцию. Если надо допечатать – они допечатают. Так что в магазинах теперь точно будет. И с iTunes договор я уже подписал.

- Есть ли молодые артисты на поп-сцене, которые могут стать суперзвездами, такими как вы?

- Я себя суперзвездой не считаю.

- А я считаю.

- Спасибо! Из молодых мне очень нравится «Океан Ельзи». И очень жаль, что такого «Океана Ельзи» нет в России. Мне кажется, что в России что-то произошло, здесь происходит что-то страшное и опасное. Из совсем молодых я вообще никого не могу назвать, хотя многих знаю.

Многие артисты, лица разных телеканалов, - они же совершенно не дают концертов. Это ужасно. Зачем вы тратите на них эфирное время? Зачем искусственно создаете сбитых летчиков из замечательных потрясающих людей, которых вы когда-то любили? Что они плохого вам сделали? У них исчезло обаяние, или испортились голосовые связки? Их опыт вам неинтересен? В Англии, во Франции и народ, и короли уважают своих артистов, сколько бы лет им не было.

- Сбитые летчики есть и в Европе, большинство из них можно видеть у нас в «Олимпийском» на «Дискотеке 80-х».

- Но так их никто там не называет. А у нас ведь так и пишут: сбитые летчики. Это хамство. Люди, которые так пишут, не сделали и половины из того, что сделали эти артисты. Это просто хамство.

- Что вы думаете об успехе шоу «Голос»?

- Я не следил за шоу специально, но иногда смотрел с удовольствием. Что такое это шоу? Это лазейка для профессионалов. Вот закончил человек музыкальное училище – и что дальше? Идти в оркестр, где платят 100 рублей и на полгода зарплату задерживают? Он смотрит на это все, и идет в шоу «Голос».

Людям, которые всю жизнь положили на музыкальное образование и профессиональную работу певцами и музыкантами, дорога в эфиры заказана. Там отправляют «в коммерческий отдел». Поэтому крутятся песни детей олигархов. И так все у нас в стране. Все для зарабатывания бабла.

Но за это небольшое количество мальчишек и девчонок, которые поют в «Голосе», мне не стыдно.

Уезжать из страны мне не хочется, да и бессмысленно. Но я не знаю, что отвечать одаренным детям, которые обращаются ко мне за помощью.

- Вы не слишком пессимистичны? Ни Дорна, ни Лепса, ни «Нервов» не крутила ни одна радиостанция, когда они уже стали собирать большие залы. Им это не помешало стать звездами.

- У меня была такая же история, я прошел через это. Группа «Круг» была точно в такой же ситуации. Но вы же намекаете, что сбитые летчики не делают сейчас достойный продукт?

- Как минимум, ваши песни не выглядят суперактуальными.

- Да, не выглядят актуальными. Но если вы прослушаете мои последние три альбома, то найдете там пару треков, которые будут весьма достойными. Почему им не быть актуальными?

- Вы же вне моды! А группа «Круг» была в свое время модной.

- Да, это так. Много факторов влияет!

Мне бы хотелось, чтобы было больше концертов. 20 концертов в месяц я уже не потяну по физическим возможностям, но 10 потяну. Мои песни востребованы сейчас, и будут востребованы еще долго. У меня график концертов расписан на полгода вперед. Мне хочется, чтобы моя песня стала хитом – больше ничего не надо! Когда песня становится хитом, все меняется. Оживает телефон, зовут на эфиры – все иначе. Мир расцвечивается красками.

- Экспериментов не хочется? Взять аранжировщиком ChinKong или Юрия Усачева?

- Усачев сделает из любой моей песни песню «Гостей из будущего». А мне хочется барабанов, гитар…

И чтобы мои песни звучали, как мои песни.

Гуру КЕН

Еще об этом