Отбор на `ЕВРОВИДЕНИЕ 2005` не стал триумфом воли Первого канала. Как это было

А ведь в этом году исполняется ровно 10 лет, как длится эта история. Со времени первого участия артистов из СССР в конкурсе 1994 года ни один российский артист не смог завоевать в нем сколько-нибудь ощутимого для национального самолюбия места. Потому что только одно место может потешить это самолюбие - первое. А его-то, увы и ах, никак не получается завоевать.

Алсу со вторым местом в 2000 году - вот и все. Да и вокруг этого второго места столько ходило слухов и домыслов про спонсоров и уютные теплоходы для жюри, что лучше уж ничего не дали.

Алла Борисовна выступала с царственной песней "Примадонна", девочки-припевочки ездили, мальчиковый бенд "Премьер-министр" ездил, и что? Все провал за провалом.

После триумфального успеха Русланы, прогарцевавшей с гуцульским размахом по тщедушной сцене "Евровидения", стало уж совсем невмоготу. И российский отборщик конкурса, Первый телеканал, решил разделить приятную ответственность за выбор исполнителя с народом. С одной стороны, крайним при провале всегда теперь можно выставить этот самый народ. Пусть отдувается. С другой стороны, при успехе дела ничего не помешает прославить демократичность и проницательность собственного чуткого руководства.

Так что отборочные туры конкурса в России проходили беспрецедентно открыто. А именно - в узком кругу руководства канала собирались все приближенные, и тихо решали, кого же допустить к зрительским очам. Желающих выступить нашлось немало, они слали кассеты в Останкино со всех концов страны с наивной надеждой выступить и победить. Им же обещали.

Однако в результате обсуждения в узком кругу совершенно случайно в список трех десятков счастливцев попали исключительно известные всем лица. Четверть из которых - просто торговала лицом, безо всякого желания куда-то там ехать. Например, "Звери" рассказали, что их заставили выступать, пригрозив всяческими санкциями. "Моральный кодекс" тоже не собирался, но после уговоров согласился, но все-таки банально опоздал к эфиру, не особо торопясь с какого-то заказного концерта в Италии.

Вторая четверть попала в списки только из желания засветиться в эфире, безо всяких надежд на победу. И только оставшаяся половина кое-как проявляла бойцовские качества. Такой вот отбор получился. А если добавить, что списки участников каждый раз перетрясались и утверждались окончательно только за два дня до эфира, то картина полного демократического отбора предстает в полном цвете.

Странно было то, что широкая музыкальная общественность вообще клюнула на эту шуршащую пустышку. Однако эфиры полуфиналов и финала шли в прикормленное "Фабриками Звезд" время, в пятницу вечером. И это многое объясняет, в том числе и окончательный выбор всех выборов.

Скандалы начались сразу. Сначала прошел слух, что присланные в Останкино видеокассеты и аудиодиски кто-то видел лежащими в мусорном контейнере около телецентра. Потом выяснилось, что в российском отборочном туре собирается принять участие не так уж много российских, собственно, артистов. Потому что почти у половины участников - белорусское, украинское, киргизское и т.п. гражданство. Апофеозом подобных настроений стала история с участием Верки Сердючки.

После того, как Андрей Данилко вконец рассорился с киевским оргкомитетом украинского отборочного тура, у него возникла идея поучаствовать в российском. Сказано - сделано, и вот уже в целом ряде интервью видным московским газетам (прежде почти недоступный для журналистов) Данилко совершенно случайно проговаривается, что не прочь принять участие в российском этапе. Поскольку, дескать, в России Верка Сердючка куда популярнее, чем на родине. Да-да, почему бы нет? - подхватывают эту идею горячие головы.

И тут начинается полный сюрреализм. Со слов руководителя музыкальной редакции Первого канала Юрия Аксюты, неизвестным образом ему в руки попадает записанная кассета с песней Сердючки. Это даже не песня, а напетый под ля-ля фрагмент чего-то на псевдо-английском. Руководство канала принимает экстравагантное решение о том, что этот фрагмент настолько неплох, что можно задвинуть очень многих претендентов. И - пропускает Сердючку в полуфинал с тем условием, что тот покажет позже что-нибудь более прилично записанное. Идут дни, а от Данилко ни слуху, ни духу. Руководство, понятно, приходит в некоторый мандраж, и вопрошает Данилко: а где, собственно, песня?

И тут выясняется прелюбопытнейшая история. Андрей Данилко, оказывается, вовсе и не собирался участвовать в российских турах. И кассета, вроде, даже и не его. Может быть, и его, но тогда краденая. А то, что на ней звучало - это репетиции новой англоязычной программы Сердючки. И "Евровидение" тут совсем не при чем.

Однако к этому времени вокруг кабинетов музыкальной редакции канала началась настоящая осада. Не осталось ни одного серьезного продюсера, который не считал бы необходимым продвинуть своего подопечного или подопечную в этот малопрестижный, в сущности, в Европе конкурс. Даже несмотря на то, что 20 лет назад на нем выступила "АББА". Потому что уже как 20 лет ничего путного из победителей "Евровидения" не выходило. Это если не считать Руслану, но и в ее случае о широкой международной известности пока говорить рановато.

Плелись интриги, нервно встречались любые слухи из разряда того, что "моего вроде берут", а "ее не взяли". Не участвовал в интригах только Игорь Крутой, и только потому, что сбежал в это время от налоговых проблем куда-то в Америку. И вот определился список участников. Как и следовало ожидать, наибольшее количество своих подопечных смог продвинуть один-единственный, но очень дружный с руководителем Первого канала К. Эрнстом продюсер - Виктор Дробыш.

Однако голосуют звонками и SMS-ками все-таки телезрители. Первый нервный полуфинал закончился не без неожиданностей. Дробышевское трио "КГБ" (Киреев, Голубев, Барсуков) не смогло прорваться в финал. Сверхпопулярные Анастасия Стоцкая (при мощной поддержке Филиппа Киркорова) и Дима Билан (подопечный Айзеншипса) зрителями признаются лучшими. Однако главной сенсацией стала победа дуэта фабрикантов "Фабрики Звезд" Елены Терлеевой и Джема. На них-то никто и не ставил, слишком давно закончилась их "фабрика" в эфире.

Интересно, что в первом полуфинале приняла участие бэк-вокалистка Аллы Пугачевой Катя Бачурина. Однако она настолько явно копировала манеру Примадонны, а воспоминание о провале Пугачевой на "Евровидении" настолько свежо, что 8 место из 10 - это даже неплохо, при таких-то обстоятельствах. Еще одно сокрушительное поражение потерпел ставленник Иосифа Пригожина известный казахстанский певец Батырхан Шукенов, известный ранее по работе в "А-студио".

Стоит отметить особенность ту голосования, которая впоследствии оказалась самым важным инструментом для корректировки результатов в нужную сторону. Зрители могут голосовать только тогда, когда закончатся все выступления артистов. На практике это означает то, что последний выступающий всегда имеет фору перед остальными. Так и случилось. Все выступавшие последними по списку оказывались успешно выступившими.

Надо сказать, что первый же полуфинал всколыхнул весь российский шоу-бизнес как мало какое событие трогало его в последнее время. В чем же причина? В одной маленькой детали. Петь надо живьем.

Петь живьем стало в последнее время для поп-артистов настолько же неприличным актом, как грубость или хамство какое-нибудь. Очень многие в интервью так и признаются доверительно - знаете, еще дома под водочку попеть-то можно в компании, а на сцене... Тут нужно работать, нужно качество. И без фонограммы - не обойтись. Вот как!

А тут - живьем. Надо сказать, что слушать многих известных артистов в живом звуке оказалось нелегким трудом. Были тут и фальшивые ноты, и всхлипы, и неуклюжие движения. Еще большим ударом для многих поп-звезд оказалась весть, что и без фонограммных бэк-вокалов придется обходиться. Тут же некоторые артисты срочно поувольняли танцоров и наняли профессиональных вокалистов на подпевки.

Ко второму полуфиналу подтянулись серьезные силы. Группа "Звери", о которой выше уже говорили. Известная белорусская певица Наталья Подольская, засветившаяся в эфирах "Фабрики звезд". Целое "А sortie" из девушек другого телепроекта "Народный герой". Популярный дуэт "Чай вдвоем", показавшиеся в образе сиплых рок-героев.

Последней выступала Подольская, ей было трудно не победить. Но вот с остальными вышла небольшая путаница. Все эксперты единодушно отдали первенство суперпрофессиональному секстету из шести не просто красивых, но и прекрасно поющих девушек "A sortie". Но зрители решили иначе. Второе место - у парней из "Чай вдвоем", с песней, не имеющей ни единого шанса на "Евровидении", а третью путевку в финал получила Варвара.

Варвара - это интересная история. Вообще-то она больше известна как жена Сусова, того самого экс-вице-президента МТС, который участвовал во всех передачах "Что? Где? Когда?" Но на досуге Варвара еще и поет, причем в поп-фолковой манере. Об этом известно давно, но новая песня Варвара настолько похожа на манеру Русланы Лыжичко, что... В-общем, трудно себе представить, чтобы рядовой телезритель сонного Брюсселя при виде Варвары не проснулся бы и не начала тереть глаза: - Уж не Руслана ли это? Те же карпатско-молдовские мотивы, тот же энергичный ритм на барабанах.

Зрители сочли фактического двойника Русланы вполне подходящей кандидатурой для европейского конкурса. Она даже заняла второе место в этом полуфинале.

А вот на третьем полуфинале произошла громкая сенсация. До него зрители традиционно голосовали за знакомых им лиц, засветившихся в различных шоу. И это привычное поведение. А в третьем полуфинале не просто понравилась зрителям, но и заняла первое место совершенно незнакомая широким кругам зрителей певица Ирина Шотт. Вот уж никто не мог такого ожидать. Девушка учится в театральном институте в Москве, была довольно известной певицей в Киргизии. А на "Евровидение" попала благодаря протекции могучей Sony Music. Девушка пела очень мило, чистым хрустальным голоском. Этого хватило для того, чтобы телеаудитория оценила данные Шотт, и она с довольно большим отрывом от остальных фаворитов победила.

Хотя соперники у нее были весьма и весьма титулованные. Лада Дэнс и Анита Цой удивленно всплеснули руками, когда узнали, что их "прокатили" по полной программе. Участники телепроекта "Народный герой" с псевдо-русской песенкой "Балалайка" вышли на второе место, а протеже Дробыша певица Слава осталась третьей.

И вот финал. Сразу после странного голосования, когда вновь Подольская оказалась последней в списке выступающих, стал очевиден самый вероятный победитель. Еще один фаворит, рыжеволосая Анастасия Стоцкая не смогла скрыть разочарования результатом. Опять Подольская выступит в конце эфира" - читалось в ее глазах. А, между тем, Стоцкая специально ездила в Грецию, к старым знакомым Филиппа, разучивала эту песню и вообще активно пиарила себя.

Шоу получилось. Стоцкая "перегорела", и спела живьем значительно хуже своих возможностей. Единственный, кто мог вмешаться в борьбу девушек между собой, Дима Билан совсем стушевался, наделал массу ошибок в пении, и фактически отдал розыгрыш первенства Подольской и Стоцкой. А вот Подольская не стала упускать верный шанс. Выступала она последней, спела хоть и хуже обычного, но вполне активно и ярко. Сильный голос Натальи очень выигрышно слушается на таких больших шоу.

И вот - закономерная победа Натальи Подольской. Победа белорусской певицы сколь ожидаема, столь и непредсказуема для "большого" "Евровидения". Песня Виктора Дробыша написана в минорном жестком ключе, и такие песни не очень любят на жизнерадостном празднике песни, каким является "Евровидение". С другой стороны, гитарных песен давно не побеждало на конкурсе, и это говорит в пользу Подольской.

Станут ли Подольская с лирическим гранжем и победитель украинского отборочного тура Greenjolly с патетическим гимном соперниками между собой на одном "гитарном" поле конкурса? Очень может быть. Но конкурс "Евровидение" слишком непредсказуем. Мы неоднократно в этом убеждались. В любом случае, и российский и украинский победители - достаточно сильные фигуры на предстоящем фесте в Киеве.

Гуру КЕН, Guruken.Ru

Еще об этом