Идти или не идти на концерт МАДОННЫ?

Действительно, приходишь куда-то в гости в последнее время, и самый первый вопрос, который тебе задают хозяева, – пойдешь ли ты на концерт Мадонны. Это странно. Ведь никто не спрашивал, пойду ли я на концерт Роджера Уотерса, а ведь музыкант-то посильнее Луизы Вероники Чикконе. И про Джона Зорна никто вроде не спрашивал, а ведь Зорн – признанный гений. Ох, знать, дело не в музыке, а в чем-то куда более общедоступном и общественно интересном…

Так в чем же? Посмотрим на вещи здраво. Приезд Мадонны в Москву освещался СМИ так же, как в военные годы передавались сводки Совинформбюро. То есть ежечасно и во всех технических подробностях. Вот приехала первая фура с аппаратурой, вот стартовали продажи билетов, вот гигантские пробки в центре Москвы из-за очередей за билетами на Мадонну, вот появились перекупщики, вот она отказывается приехать, вот она соглашается приехать… Ох, переведем дух и вспомним, было ли когда-либо что-то подобное? Не было! Так в чем же дело, еще раз я вас спрашиваю?

Разгадка состоит в том, что мы имеем перед собой не певицу, не музыканта, и даже не шоу-бизнесвумен. Мы имеем эманацию нового медийного типа. Продукт медийных продуктов. Мадонна овладела искусством электронными пучками проникать по хитросплетениям информационных каналов любых типов.

Собственно, петь за все эти годы она толком так и не научилась. Зато догадка, что умение петь – глубоко вторично перед информационным поводом для СМИ, родило могучую звезду мирового шоу-бизнеса. Безусловно, Мадонна многое почерпнула из опыта своего кумира Мэрилин Монро – тоже сомнительной певицы и актрисы, зато блестящей провокаторши и харизматичного ловца мужских душ. Однако Монро не посчастливилось жить во времена массового телевидения и Интернета. А Мадонна смогла завести эти мощные средства самопиара на полную катушку.

Когда 20-летняя Мадонна (это ее настоящее имя) приехала из Мичиганского университета, где училась танцам, в огромный бурлящий Нью-Йорк, у нее было не так много альтернатив. Стать проституткой, моделью или артисткой. Мадонна любит рассказывать, что приехала на Тайм-сквер с 35 долларами, из которых 15 ей пришлось отдать таксисту. Но предпочитает не афишировать, на какие заработки она жила в дорогом городе позже. Вероятно, одними доходами порно-фотомодели и натурщицы в художественном училище она не обошлась.

Было ли ей трудно существовать в таком жестком испытании на прочность? Вспомним, что Мадонна провела детство в строгой католической семье. Каждый раз, когда крохотная Мадонна поднималась ни свет ни заря на молитву в храм, пока ее ровесницы спали до начала школьных занятий, – какие чувства рождались у нее? Вряд ли глубинные философские побуждения привели ее к сильнейшим хлестким ударам по христианской Церкви на будущих концертах. Возможно, обыкновенное невысыпание значило для маленькой девочки больше, чем догматы великой религии.

Собственно, именно с глумления над христианскими ценностями Мадонна начала свой творческий путь. Об этом часто забывают. Если взглянуть на буклет первого диска под названием Madonna (1983), мы увидим вульгарно накрашенную девицу с сережками в форме распятия. Однако амбициозная девушка понимает, что одними сережками медийные каналы не пробьешь. Уже через два года Мадонна едет в свое первое большое турне с фривольным названием «Как девственница». Во время исполнения одноименной песни певица, забравшись на огромную кровать, имитирует мастурбацию при помощи… распятия, бешено колотясь при этом в предоргазменном экстазе на ярко-красных пуховых перинах. В другой песне «Материальная девушка» Мадонна отчетливо использует образ Мэрилин Монро, чем дает обильный информационный повод порассуждать о новой певице.

Мадонна получает то, что хотела! В ее сторону сыплются обильные обвинения в оскорблении чувств верующих, в использовании чужого сценического образа. Пишут и говорят о ней даже те, кто никогда не слушал и не любил поп-музыку. Мадонна стала известна всему миру.

Она с калейдоскопической быстротой меняет наряды и имиджи, успевая к каждой последующей телесъемке или публичному выступлению измениться до неузнаваемости, давая повод поговорить и об этом. Мадонна щедро раскидывает вокруг себя информационные поводы и основания для слухов и сплетен. Она чувствует, что именно такая тактика принесет ей быстрый и гарантированный успех. Мадонна окончательно становится медийным божком.

Если молишься божкам, тебе не нужен просто Бог. В клипе на заглавную песню альбома «Как молитва» (1989) Мадонна соблазняет чернокожего священника. Когда он поддается девичьим чарам, его немедленно распинают. Мадонна танцует перед горящими крестами и демонстрирует стигматы на руках и ногах. Надо ли говорить, сколько протестов католических общин вызвал этот клип? Компания Pepsi отказала певице в спонсорстве. Однако билеты на концерты разлетаются мигом. Мадонна усвоила урок – в этом мире хорошо покупаются эпатаж и секс. По части секса Мадонна выдает следующий хитрый трюк. Она фотографируется на обложке одного из журналов в обнимку с актрисой-лесбиянкой Сандрой Бернар. Образ Мадонны-лесбиянки дополняется недвусмысленными приставаниями прямо на сцене к танцовщицам и щипаниями за задницу своих поклонниц.

Конечно, это бизнес-стратегия. И сама Мадонна уже к 1985 году продает больше альбомов, чем какой-либо другой исполнитель. До 1992 года, когда Мадонну наравне с телеведущей Опрой Уинфри объявили самой богатой женщиной в шоу-бизнесе, остается совсем немного. Но это такая бизнес-стратегия, когда деньги появляются из продажи себя как бренда, причем стоимость бренда на 99% состоит из череды удачных медиаскандалов. А вовсе не из качества самих песен, которое, впрочем, также растет за счет привлечения все более дорогих и профессиональных музыкантов и аранжировщиков.

Многие из песен Мадонны запоминаются не столько музыкой, сколько скандальным видеорядом. Однако они исправно поднимаются к вершинам хит-парадов. Мадонна прекрасно выглядит, по-прежнему сыплет инфоповодами, которые россыпью расходятся по всем мировым СМИ, и по-прежнему зарабатывает чудовищно много денег. Все, к чему прикасается Мадонна, становится золотым. Лейбл Maverick, который она основала, неожиданно крупно богатеет благодаря успешным контрактам с Аланис Морисетт и Prodigy. Певица выжимает все до последнего цента из многочисленных шоу, видеоклипов, дисков и видеофильмов. Если открыть ее сайт в Интернете, то бросится в глаза минимум информации о самой артистке и многочисленные «купить», «купить», «купить».

Однако самый «успешный» скандал Мадонна провоцирует изданием своего авторского фотоальбома «Sex», где девушка изображает перед фотокамерой все свои самые смелые сексуальные фантазии: Мадонна голая на подоконнике смотрит на улицу и мастурбирует, Мадонна в чем мать родила голосует на автостраде, Мадонна с плетью садо-мазо, Мадонна с мужчинами и Мадонна с женщинами, Мадонна занимается сексом у мужских писсуаров. Фотоальбом продавался по вызывающе дорогой цене, но продался вмиг.

Остальные компоненты скандального поведения Мадонна также использует по полной программе. Нужны эпатажные заявления в прямом эфире? Мадонна в шоу Дэвида Леттермана как бы невзначай признается, что под душем любит мочиться на ноги: «Моча - прекрасный антисептик». Нужны закрученные любовные интриги? Вся пресса Америки и Англии взахлеб обсуждает перипетии любовных отношений певицы с первым мужем – актером Шоном Пенном. Затем – с Уорреном Битти. Даже на таком скандальном фоне громом раздается новость, что Мадонна теперь живет со своим тренером Карлосом Леоном и собирается родить от него ребенка.

Альбом «Эротика» (1992) стал первой пластинкой Мадонны, с которой ни один трек не добрался до вершин хит-парадов. Певица не сдается и выпускает еще один альбом с сомнительным успехом. Съемки в «Эвите» (1996) и рождение ребенка впервые уводят Мадонну с первых полос газет. Пора менять тактику, решает певица. Она пытается шокировать публику с неожиданной стороны. В ток-шоу предстает покончившая с богохульствами, спокойная, ориентированная на семейные ценности женщина среднего возраста. Однако образ не пользуется спросом, потому что сама Мадонна, кажется, не очень-то верит в него.

Мадонна изучает каббалу и оповещает о своем переходе в иудаизм. Однако главный ее аргумент – великолепный электронщик Орбит, которого она пригласила рулить звуком на новом альбоме. Выход сингла «Frozen», а затем альбома «Ray of Light» (1998) взрывает все чарты мира. Невероятно сочный звук и актуальная подача материала делают, казалось бы, невозможное. Мадонна вновь становится актуальной мировой звездой.

Поразительно, но почти сразу следует вновь падение. Относительный успех «Music» (2000) сменяется неуспехом «American Life» (2003). И певица вновь задумывается о возвращении к прямолинейному эпатажу, давшему ей так много в жизни. В «Confessions on a Dance Floor» (2006) с жизнерадостной танцевальной музыкой Мадонна вновь воюет с крестами. Распятие теперь украшено кристаллами от Сваровски, но используется по-прежнему не по назначению. И вновь слышны протесты оскорбленных верующих. Самораспятие иудейки на кресте – это все-таки слишком.

Президент Католической лиги США Билл Донахью припомнил: когда Мадонна стала последовательницей учения каббалы, многие сочли, что обретенная ею вера научит ее уважению к религии. Человек, для которого важна его вера, не станет высмеивать веру других. «Почему человек, обладающий таким талантом, считает необходимым рекламировать себя, оскорбляя так много людей?» – говорится в заявлении Англиканской церкви. Православным христианам ни к чему идти на концерт певицы Мадонны, считают в Русской православной церкви. «Эта дама не первый год смешивает с воспеванием человеческих страстей христианские символы – кресты, статуи Богородицы, четки, а теперь дошла очередь и до самораспятия. Это говорит о том, что певице нужна духовная помощь, и мы готовы ее оказать», – заявил представитель Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Представитель Евангелического союза Дэвид Мюир также обвинил певицу в «вульгарной нечувствительности». «То, как Мадонна использует христианские образы, – это оскорбительно и опасно, – сказал он. – Она должна отказаться от этого во время своего турне».

Но она не откажется. Сама логика ее медийного поведения вопиет против. Ей нужен эпатаж, нужны протесты религиозных деятелей, нужны споры и переживания. Нервную энергию споров она немедленно превращает в шелест купюр. Медийный гений Мадонны заставляет приобщаться к диспуту даже людей, традиционно не слушающих поп-музыку вообще. Вот в чем сила новых медиа.

Собственно, я начал с тезиса о том, что не пойду на концерт Мадонны. Почему? Выше цитировалась рекомендация Православной церкви не посещать богохульный концерт. Лично для меня этого достаточно.

Но каждый решает сообразно своим убеждениям.

Гуру КЕН, для газеты "Взгляд"

Еще об этом