Диана Арбенина сыграла с Юрием Башметом лучший концерт

Диана Арбенина сыграла, возможно, лучший свой концерт с оркестром.

Диана Арбенина

Перед концертом Диана сильно переживала, не скрывая своего мандража перед выходом на сцену с маэстро Юрием Башметом. И это волнение чувствовалось в начале концерта в Зимнем театре Сочи, который прошел в рамках VIII Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета.

Немного дрожал голос. Диана судорожно вслушивалась во все инструментальные интродукции, боясь перепутать такты для своего вступления. Однако с самого начала концерт пошел на удивление слаженно. Огромная заслуга в этом — у оркестровщика песен Арбениной (и пианиста на самом концерте) Дмитрия Рябцева.

Рябцев создал партитуру, в которой изысканные оркестровые партии гармонично вписались в жесткую структуру «Ночных Снайперов», не «приукрашивая» песни и не звуча как большой синтезатор, а облагораживая и заменяя всю полифонию аранжировки. Оркестр Башмета звучит полновесно, мощно, массивно. Сохранены все основные мелодические ходы, и при этом Рябцев добавил немало ярких своих находок — многим песням Арбениной неожиданно очень к лицу оказались барочные мотивы, например. Вообще Рябцев извлек из песен Арбениной их исходную романсовую мелодику, и преобразил ее оркестровыми возможностями в невероятные доселе аранжировки — живые, изысканные и с юморком (кстати пригодились множественные цитаты из классиков). Голос Арбениной «утопили» в оркестре, и получился именно концерт с оркестром, а не что-либо иное.

Диана Арбенина

Возможно, излишни были барабаны — по крайней мере, в первой части концерта. Барабаны выполняли роль метронома, что сильно сковывало и оркестр, и Башмета как дирижера. «Новая Россия» под рок-барабаны звучала более механистично, менее живо — а стоило им смолкнуть, вновь раскрывалась широким дыханием.

Диана Арбенина уже к третьей песне почувствовала себя гораздо более свободно, и шоу состоялось. Именно такого качества, которого ждешь от «Ночных Снайперов», Юрия Башмета и оркестра «Новая Россия». Свободнее полился голос, сконцентрированнее стала знаменитая энергетика Дианы, даже жестикуляция обрела скупость и выразительность.

Диана Арбенина

Не обошлось без сюрпризов. После семи песен Диана ушла, Башмет взял свой альт, и принялся играть фрагмент... из комической оперы Игоря Стравинского «Мавра». Ту самую «Русскую песню», где пьяный гусар оказывается перед выбором. Возможно, это было не лучшее исполнение для самого Башмета, но очень в точку! «Мавра» - не просто комическая опера, она целиком написана на ироническом переосмыслении городского романса, того самого, чем занимается по сути дела Арбенина.

После «Гугла» и «Лети, моя душа» - снова сюрприз. Рок-музыканты уходят, а Диана Арбенина поет «Пусть нам повезет» одна, под акустическую гитару. И это снова городской романс...

Диана Арбенина

Многие переживали, полетят ли бумажные самолетики на «Столице». Это незыблемая традиция всех «снайперовских» концертов, но на кроссовер-концерте могло такого и не случиться... Случилось! В нужный момент на припеве в зале взмыли десятки бумажных самолетиков. Стоит отметить, что на сочинский концерт приехало множество фанатов из самых разных городов. На балконе повесили баннер «Чита вместе с вами», в зале были поклонники «Снайперов» из Твери, Краснодара, Калуги, Москвы, Петербурга и других городов. Из-за нелепых запретов концертов Арбениной публика истосковалась по ее выступлениям, зато благодаря Юрию Башмету получила, кажется, даже намного больше, чем ожидала.

Самыми яркими, наверное, номерами программы стали «Бонни и Клайд», которым к лицу оказались напряженные струнные пассажи в духе Вивальди, и романс «Ты дарила мне розы», сделанный в иронической русско-шансонной подаче.

Диана Арбенина

После «31 весны» - бисы. И это были особенные бисы. Арбенина села за рояль, к ней подошел с альтом Башмет — и полился «Московский военный вальс», одна из недавних песен «Снайперов». Звучало удивительно — тягучий вечно-грустный альт Башмета и безыскусные грубовато-задумчивые три четверти на рояле, насыщенные страстным и горьким голосом Арбениной. На коде она позволила себе поменять слова: «Пора писать песню, новую песню для «Новой России»»...

А окончательную точку поставила песня «На границе». Зал встал. И долго приветствовал и Арбенину, и ее музыкантов, и Башмета, и его музыкантов, и Дмитрия Рябцева.

Диана Арбенина

Какой же можно сделать вывод? Сомнений в том, что Арбенина — исключительно талантлива, нет никаких. Запреты ее концертов — по сути, преступление. Будем надеяться, когда-нибудь эти преступники будут наказаны по заслугам.

Башмет подчеркивал, что приглашение Арбениной на престижный фестиваль в Сочи — отнюдь не политический жест в поддержку. Это признание таланта Арбениной. Башмету интересно играть с талантливыми людьми. Поэтому — и Арбенина.

Концерт случился феноменальный. Это был лучший кроссовер-концерт за последние годы на этом фестивале, а кроссоверов тут было немало — только что уехал цыганский гений скрипки Роби Лакатош и «Терем-Квартет», были и другие звезды. Но такой отчаянной страсти, такого изысканного звучания — тут не было давно. А для «Ночных Снайперов» - это поразительный опыт жизни на сцене с выдающимися музыкантами (напомним, что многие музыканты «Новой России» - это еще и солисты обладателя Grammy ансамбля «Солисты Москвы»).

И последнее. Очень часто рок-музыканты играют с оркестрами. Каждый раз делается специальная аранжировка, иногда очень удачная. Иногда сверхудачная, гораздо талантливее, чем было у рок-музыкантов изначально. И вот проходят те концерты, и чу — куда же делось то волшебство? Опять рокеры играют привычное им. Это нелепо и бессмысленно. Рок-музыкантам просто необходимо впитывать то лучшее, что родилось в сотрудничестве с академическими профи. Внедрять в свои аранжировки. Только так артист развивается, двигается вперед к совершенству. Хочется верить, что Арбенина не выбросит партитуру Рябцева в корзину, но внесет лучшее из его предложений в свои обычные концертные аранжировки.

Юрий Башмет и Диана Арбенина

Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина
Диана Арбенина

Еще об этом