Ирина БОГУШЕВСКАЯ совершила революцию в русской поп-музыке

Я понимаю, что все комментарии к концерту Богушевской в КДС будут крутиться вокруг того, собрала она зал или нет. Если бы не собрала, то был бы материал для язвительных комментариев в духе: «Ага, ничего не получилось, потому что позволенное попу не положено диакону». Иными словами, не пошла на поклон в РМГ – получи провал. Теперь она собрала полный Кремль, и невозможно не написать то, что я написал в первом абзаце.

Ну почему нет? Да, можно сказать просто и внятно – в российской поп-музыке случился переворот. Певица без ротаций («Шансон» разве что крутит) собрала 6-тысячный зал. А ведь не блатняк, и не любая другая субкультура с известным кругом адептов. Обычная качественная эстрада, в ее подзабытом многими смыслами.

Давайте объясним себе, как это случилось. Как эти 6 тысяч узнали про концерт в Кремле, и как они узнали о музыке этой таинственной Богушевской? Если не объяснить себе этого феномена, невозможно понять те тектонические изменения, которые происходят в нашем медийном пространстве, в нашей поп-музыке.

Были биллборды на улицах Москвы, но их было довольно мало. Были аудиоролики на нескольких не самых рейтинговых радиостанциях. Были статьи и анонсы в СМИ, прежде всего в интернете. Был в том же интернете дневник Богушевской в ЖЖ, там на момент написания этого текста – почти 1300 верных читателей. Хорошо. А как они услышали эту музыку? Ведь было бы верно предположить, что эти 6 тысяч зрителей сначала прослушали хотя бы один диск Богушевской, прежде чем пойти и купить не самые дешевые билеты в Кремль.

На ТВ Богушевской нет вообще, за исключением редчайшего свойства. За несколько дней до концерта прошел эфир в ночном РТР у Дмитрия Диброва в передаче «ПроСВЕТ», где Ирина успела спеть не то 5, не то 6 песен. На минутку показали в шоу Лолиты. На радио ее тоже нет. Даже на интернет-радиостанциях не найти Богушевскую в плей-листе. Значит, люди купили диск в магазине или скачали из интернета.

Опять это волшебное слово «интернет». Собрать Кремль певице, широко известной в интернете – это возможно? Теперь мы знаем, что да. Вот что рассказывает сама Богушевская:

«…Однажды прозвучало предложение спеть в Кремле. Сказать вам честно? Я ответила: скорее да, чем нет, но мне нужна поддержка с воздуха. Что-что? Эфиры, сказала я. On air - это и "в воздухе", и "в эфире". Клипы, говорю, нужны, и ротации по радио - хотя бы потому, что тысячи моих потенциальных слушателей до сих пор не знают ничего о моей музыке, потому что у них, например, нет Интернета. Но мы не успели ни снять клипов, ни пробиться на радио, ни придумать из всего этого спектакль, как я хотела. Потому что до предложенной даты было два месяца: октябрь и ноябрь. Соглашаться на такой расклад - безумие и чистейшей воды авантюра. Отказаться? Невозможно».

Происходят удивительные вещи. Смотрите. Малоизвестная в широких кругах фолк-роковая группа «Мельница» начинает собирать в Москве одну «Горбушку» за другой. Откуда известность? Из интернета. Богушевская собрала в начале года полный МХАТ без всякой медийной поддержки – за счет одних роликов на «Нашем радио» (при том, что в ротации этого радио ее не было!) и информации в интернете. Собрала полный МХАТ. Теперь полный Кремль.

Не хочу обижать никого из артистов, но вот есть прецедент «Фабрики Звезд». Когда казалось, что вот он – новый формат, новые лица. Но способен сейчас хоть один из выпускников «Фабрики Звезд» собрать хотя бы МХАТ? После многомесячных мельканий на Первом, на MTV и «Муз-ТВ» - способен хоть один? Ни один не соберет.

Стало быть, меняется информационное пространство. И вовсе не только в Москве. Богушевская в том же своем дневнике рассказывает, что у нее аншлаги во всех городах, куда она приезжает. Что это? Как это объяснить? Ее нет на ТВ, нет в радиоротациях, ее дисков нет в тамошних магазинах. Откуда аншлаги? И снова возникает сияющее слово. Интернет.

Пусть этот текст будет не о Богушевской. Пусть он будет о свежем ветре перемен. Пусть сотрясаются медиа-гиганты – фабриканты пусть не вылезают из телеящиков, а многие поп-артисты – из ротаций «Русского радио». Но собрать ничего больше полупустынного равнодушного казино, половина посетителей которого вообще ничего не знает о человеке на сцене, они не могут.

Ирина Богушевская совершила переворот в российской поп-музыке. Потому что пафоснее площадки, чем Кремль, в России не существует. И только тот артист входит в элиту поп-музыки, кто смог собрать этот зал. Так уж сложилось. Талант Богушевской пробил ей место в этом звездном ряду. И пробил брешь в головах медиа-боссов. Эти три толстяка больше не всесильны.

Я не знаю, чем теперь займется Богушевская. Пусть отдыхает, пусть записывает новую пластинку – она говорила, что у нее уже на три диска набралось новых песен. Теперь ее не должно волновать, услышат ли ее песни люди. Уже слышат.

И давайте-ка перечислим еще тех музыкантов, без блестящего мастерства которых тоже не состоялась бы эта революция: Иван Жук (волшебная гитара), Абелардо Альфонсо Лопес Качао (магический контрабас), Светлана Мочалина (изящное фортепиано), Антон Дашкин (тончайшие ударные), Николай Семенов (мелодические трубы), Боян Йованович (аккордеон-раскройся-душа).

И еще один урок для тех, кто хочет «взять Кремль». Напомню тот текст, который Богушевская распространила ДО концерта, когда еще ничего было неизвестно. Надо знать, с каким настроем берут Кремль:

«Я говорю о вас. Я горжусь вами. Я знаю, что меня приходят слушать лучшие люди этой страны. Вы — ее шанс. Я серьёзно. И мой шанс тоже. Мы уже встречались с вами во МХАТе, в красноярском Театре оперы и балета, в иркутском музыкальном театре, в нижегородском Кремле. Теперь давайте встречаться в московском. Приходите туда не «против» (дебилизатора; людей, которые пытаются решать за нас, что нам слушать, смотреть и какими быть; одноразовой жевательной музыки). Приходите "за" — за свою свободу выбирать, за по-честному живой звук, за праздник жизни. Потому что я хочу устроить праздник жизни — для себя и вас. Потому что я люблю вас.

Я люблю вас.»

Ну что тут добавить?

Гуру КЕН, Guruken.Ru

Еще об этом