Ирина БОГУШЕВСКАЯ и `Нежные вещи` во МХАТЕ: Бьорк повержена

Смешная история в духе Кустурицы лишний раз демонстрирует, насколько важен для Ирины Богушевской этот альбом. Предыдущий, «Легкие люди», вышел пять лет назад. Почти ничего из него в радиоротации и телеэфиры не попало, несмотря на немалое количество потенциальных хитов. Поэтому Ирину Богушевскую знает и любит преимущественно столичная интеллигенция, а информация распространяется методами «сарафанного радио».

Жанр «Нежных вещей» сама Богушевская определяет как средиземноморский шансон, при этом воздевая взгляд к небу. Легкая приятная эстрадная музыка Богушевской, конечно, имеет и греческие, и итальянские мелодические корни. Однако в основе всегда лежит все-таки латино-джаз. Он мелодичен, в меру эротичен и привычен для ушей слушателя. С другой стороны, джаз с элементами боса-новы или ча-ча-ча дает возможность развернуться хорошим джазовым и блюзовым музыкантам.

Поэтому на запись альбома и презентацию новой программы «Нежные вещи» Богушевская собрала цвет джазовой гвардии Москвы. Замечательный блюзовый гитарист Иван Жук, фантастический контрабасист Абелардо Альфонсо Лопес, умелый перкуссионист Дэвид Граут, трубач Александр Дитковский, кларнетист Сергей Шитов и другие. Эти имена, собранные вместе, сделали бы честь афише лучшего джазового клуба. При этом они с радостью играют «легкую» музыку Богушевской.

Ирина Богушевская. Фото - Владимир Преображенский

Раскинув руки, Ирина двинулась к зрителям переполненного зала МХАТа. Под кристальные переборы гитары Жука зазвучал звонкий прозрачный голос Богушевской, и песня из нового альбома была встречена долгими аплодисментами. Первая половина концерта почти целиком оказалась составлена из материала «Нежных вещей». Даже порядок песен не менялся, что Богушевская объяснила долгими подгонками песен друг под друга еще на этапе записи альбома. «Мы вложили много сил, таланта столько вложили!» - воскликнула иронично певица.

Стоит отметить, что вся огромная мхатовская сцена оказалась украшена светящими лампочками-звездочками, а также многочисленными софитами, напоминающими автолампы. В сочетании с современным компьютерным светом антураж представления выглядел более чем достойно. Сама певица сияла золотом оригинального наряда, сочетающего платье и брюки.

Ирина Богушевская. Фото - Владимир Преображенский

По мере представления новых песен на сцену выходили все новые и новые музыканты. В звучание каждой из песни вливался то изящный фагот, то эксцентричный саксофон, то жизнерадостная скрипка. Все песни Богушевской светлы, даже лиричные песни пропитаны светлой грустью. Она сама неоднократно объясняла редкое исполнение ею песен Вертинского дефицитом мажора. Некоторая депрессивность песен маэстро от нее куда дальше, нежели лучащийся оптимизм Утесова, например.

Даже препятствия Богушевская обыгрывает весело. «Что за дырочки на сцене?» – вдруг воскликнула она, в очередной раз попав узким каблучком во что-то глубокое. «Главное, чтобы нам не предъявили счет за испорченную сцену великого МХАТА», - успокоила она публику.

На «Нежной осени» снова порадовал Жук. Совершенно непривычные и фантастические даже звуки извлекает он из своей гитары. На концерте прозвучало несколько песен из репертуара Антонио Карлоса Жобима, основоположника боса-новы. Богушевская рассказала, что из-за проблем с многочисленными наследниками Жобима не удалось получить разрешение на издание этих песен. Поэтому в альбом они не вошли, но на концертах Богушевская с удовольствием исполняет некоторые стандарты сочинения «бразильского Гершвина». «Наступил наконец день, когда сбываются мои мечты, и я спою любимые песни Жобима сама!» - с улыбкой заметила певица.

Заключала первую половину концерта феноменальная песня «Нежные вещи». Особенностью ее стал способ записи – все партии Богушевская поет сама. Более 15 партий, заменяющих инструменты и бэк-вокалы, придумала и спела Ирина, сведенные в единое, они образовали ажурную необыкновенно красивую песню.

Я делаю нежные вещи
Всегда только нежные вещи
Любовь, только с тобою и во имя твое
Только с тобою и во имя твое
Только с тобой и для тебя

Если эта пронзительно светлая нежная песня не попадет в ротацию на радиостанциях, будет по-настоящему жаль. Песня «Нежные вещи» - определенно одна из лучших песен нашей эстрады в последние годы. Сравнение с бьорковской акапелльной «Medulla», на мой вкус, приведет в пользу все-таки Богушевской. Потому что Богушевская - душевней.

Кстати, на пластинке эта песня стоит 13 номером. И на вопрос, почему не первым, Ирина отвечает, что после нее другие песни перестают слушаться. Зрители одарили певицу огромным количеством цветов и, забегая вперед, умоляли на бис спеть именно «Нежные вещи». И это при том, что переполненный МХАТ слышал ее в первый раз.

Во второй половине концерта певица вышла в белоснежном брючном костюме, и начала с песни «Здесь И Вместе». Причем контрабасист Абелардо аккомпанировал на этот раз на гитаре.

Колоритный Абелардо Альфонсо Лопес во многих песнях подпевает вторым голосом. А в этот вечер он сделался настоящим вторым героем концерта. Вынужденные технологические паузы (концерт снимало ТВ) он мастерски заполнял своими импровизациями, в чем ему немало помогал виртуозный Жук. Не улыбаться, глядя на круглолицего массивного кубинца, жонглирующего огромным контрабасом и при этом играющего сложнейшие партии, было невозможно. Зал аплодировал, подпевал «Гуантанамеру» и стонал от хохота. Определенно, Абелардо дирижировал в этот вечер МХАТом.

Часть песен, исполненных Ириной в этот вечер, была записана, но не вошла в альбом. И совершенно очевидно, почему. «История Про Дерево» - театрализованный вальс, а «Блудный Ангел» - ироничное танго. В альбом, как никогда лишенный всяких театральностей и условностей, такие песни никак войти не могли. Презентация также была лишена традиционной для Богушевской театральности – никаких мимов, клоунов и ходуль. Только жизнерадостная изысканная боса-нова самого высшего качества. Там, где есть хорошая музыка, уже не нужны украшения и добавления. Помнится, таковы же в свое время были причины у «Аукцыона» расстаться с шоуменом Веселкиным, - музыка уже не требовала театрализации, и шоу даже вредило возросшему музыкальному уровню группы.

А про «Песенку На Память» Богушевская рассказала интересную историю. Оказывется, Ирина сочинила ее для Людмилы Гурченко. Думала подарить ей, а пока не было возможности, пела на своих концертах. А зал так принимал эту песню, что Ирина решила: «Такое нужно мне самой». И действительно, песня очень артистическая. Богушевская поет ее очень женственно, и зал принял «Песенку На Память» как новый добрый хит. А именно – долгими аплодисментами, плавно переходящими в овацию. Пришлось прервать концерт, и выйти всем музыкантам на поклоны, иначе продолжить был невозможно. «Единственное, что мы не репетировали, - это поклоны», - смущенно оправдывалась Ирина.

Аплодисментами встретил зал выход Дианы Гурцкой с братом-продюсером Робертом. Гурцкая пожелала Богушевской много счастья и много красивой музыки. А Богушевская рассказала, что они с Дианой - давние приятельницы, и про то, как брат Дианы Роберт когда-то сказал ей, что сделает все для успеха сестры. "И сделал", - улыбаясь, подтвердила Ирина.

К концу концерта сцена уже была завалена букетами, зрители несли и несли любимой певице огромное количество цветов.

Я задал вопрос Ирине перед концертом: «Борис Гребенщиков считает, что у него все песни – о любви. Думаете ли вы так о своих песнях?» Ирина призадумалась: «О смерти тоже песни бывают. Я же пою о том, что мне в какой-то момент ближе». Потом улыбнулась, и сказала уверенно: «Когда я приду к состоянию, что весь мир для меня будет состоять из любви – мои песни будут только о любви».

Вадим ПОНОМАРЕВ, Guruken.Ru

Справка Guruken.Ru ====

"Нежные вещи", Ирина Богушевская, 21 января 2005 года, МХАТ им. Горького.

Аншлаг, 1300 зрителей.

Трек-лист концерта:

1 акт

1. Вечер И Ночь.
2. Август
3. Госпожа Твоих Снов
4. Нежная осень
5-7. Три песни Антонио Карлоса Жобима
8. Мимо Нот
9. Луч
10. Улетаю
11. Наперегонки С Волной
12. Нежные Вещи

2 акт

13. Здесь И Вместе
14. История Про Дерево
15. Блудный Ангел
16. Песенка На Память
17. У Нас В Раю
18 Ангел Моей Печали
19. Не Из Твоего Ребра
20. Устами Младенца
21. Парад
22. Бесаме Мучо

Комментарии

<no topic>

На самом деле акапелло это просто душа поёт. Статья объективна, спасибо за позитив.

Тетка улет-

Тетка улет- вторая Пиаф, при этом сама себе окуджава с вертинским. Ура, дитя моё!!!!!!!!

Богушевич)

Спасибо Ирине и тем,кто понимает эту необычную музыку.Услышал в 90х годах впервые трек "Кафе "Экипаж" и сразу понял,что это из разряда той музыки,к-рую слушаешь всегда и она не надоедает. Дай Бог ей ,её семье и коллегам крепкого здоровья и дальнейших шедевров)

Еще об этом